Решение УФАС России по КБР

Номер дела: 06/20-14
Дата публикации: 29 мая 2014, 15:35

 

РЕШЕНИЕ

 

29 мая 2014 года г. Нальчик

 

Резолютивная часть оглашена 29 мая 2014 года

В полном объеме изготовлено 29 мая 2014 года

 

Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Кумаховой А.В. – председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления;

Членов Комиссии:

Балкарова З.Х. – заместителя начальника отдела Управления;

Татарова О.Х. – специалиста-эксперта Управления;

Дзахмишевой Д.К. – ведущего специалиста-эксперта Управления;

в присутствии представителя ответчика ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» -----;

в присутствии заявителя __, рассмотрев дело №06/20-14 по признакам нарушения ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в неправомерном начислении сумм за газ по нормативу, исходя из проживания 3 человек, в то время как фактически в квартире проживают 2 человека, а также с бездействием Общества в принятии мер по рассмотрению заявления Бацежевой Ф.Х. о перерасчете,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Кабардино-Балкарского УФАС России, поступило заявление гражданки __, с жалобой на действия ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», в лице филиала в Кабардино-Балкарии (далее – Общество, ООО «Газпром») связанные с неправомерным начислением сумм за газ по нормативу, исходя из проживания 3 человек, в то время, как фактически в квартире проживают 2 человека, а также с бездействием Общества в принятии мер по рассмотрению заявления о перерасчете.

К жалобе приложены следующие материалы:

- копия свидетельства о государственной регистрации права от 20.02.2012г. выданного ___ Объект права: 2-х комнатная квартира общей площадью 50,50 кв.м. Место нахождение объекта: г.Нальчик, __

- копия договора дарения от 17.02.2012г.;

- копия домовой книги 2-х комнатной квартиры по адресу: __

- копия письма __от 20.12.2013 направленного в адрес ООО «Газпром» с просьбой не начислять плату за газ исходя из проживания 3-х человек, так как в квартире проживают 2 человека.

- копия уведомления от 20.12.2013г. о принятии письма __ к рассмотрению.

Согласно заявлению___., ООО «Газпром» неправомерно начисляет суммы за газ по нормативу, исходя из проживания 3 человек, в то время как фактически в квартире проживают 2 человека. Заявитель также указывает, что не раз обращалась в ООО «Газпром» с просьбой разобраться в сложившейся ситуации и перерасчитать излишне начисленные суммы. Однако ее обращения остались без ответа.

Заявитель считает, что ООО «Газпром», занимая доминирующее положение на рынке поставки газа ущемиляет ее законные права, и нарушает часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

По мнению заявителя ___., ООО «Газпром» нарушает нормы Жилищного кодекса, а также требования установленные Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2008г. №549 (далее – Правила поставки газа).

В целях всестороннего и объективного рассмотрения поступившего заявления и проверки обоснованности предъявляемых к ООО «Газпром» претензий, Управлением был направлен запрос информации в адрес ООО «Газпром».

В установленный запросом срок ООО «Газпром» представило письменные пояснения, где указало, что ___производен перерасчет выставленной суммы исходя из проживания 2-х человек.

Вместе с тем, у Управления отсутствуют доказательства того, что ООО «Газпром» ответил ___ на обращение от 20.12.2013г., а также информация выставленного счета в виде квитанции.

По результатам анализа заявления гражданки ___, а также материалов представленных по жалобе, Управление пришло к выводу, о том, что в действиях ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» имеются признаки нарушения Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

На основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по КБР №118 от 12.05.2014г. «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», в отношении ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», в лице Кабардино-Балкарского филиала было возбуждено дело №06/20-14 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 12.05.2014г. №06/1474 дело №06/20-14 было назначено к рассмотрению на 29.05.2014г. К участию в рассмотрении дела №06/20-14 в качестве ответчика было привлечено ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», в лице Кабардино-Балкарского филиала (законный представитель Общества), в качестве заявителя – гр-ка ---

На рассмотрение дела 29.05.2014г. явилась представитель ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск»--- по доверенности----. и Заявитель ___-

В ходе рассмотрения дела заявитель____ пояснила, что до начала рассмотрения дела представитель ответчика представила заявителю квитанции (№12 496, №14943) с суммами, которые совпадают с теми последними квитанциями , которые получила заявитель. Из чего следует, что перерасчет был произведен, и незаконно начисленная сумма в размере 955,91 рублей (девятьсот пятьдесят пять рублей девяносто одна копейка) была списана.

Представитель ответчика, ----, пояснила, что по представленным ___ документам, согласно статье 21 Постановления №549, абонент обязан в течение 5 дней уведомлять ОАО «Газпром» об изменениях в численности людей, прописанных в жилом помещении. Данный абонент представил соответствующую информацию только 20 декабря 2013 года, то есть через 6 месяцев, на основании чего был произведен перерасчет за полгода. После того, как абонент представил все необходимые документы, ООО «Газпром» произвел перерасчет в полном объеме с даты регистрации в размере 955,91 рублей. ____ с таким заявлением согласилась и подтвердила произведенный перерасчет.

Комиссия Управления, выслушав представителя ответчика ООО «Газпром», а также рассмотрев материалы дела пришла к следующему выводу.

Частью 1 статьи 157 Жилищного Кодекса РФ определено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 35 Правил поставки газа, объем потребленного газа, определяемый в соответствии с нормативами потребления газа, в расчетном периоде рассчитывается в том числе при использовании газа для приготовления пищи и нагрева воды с применением газовых приборов - как произведение количества граждан, проживающих в жилом помещении, и установленного норматива потребления газа для соответствующего вида потребления.

Пунктом 61 Правил поставки газа установлено, что в случае если в процессе проверки установлено, что абонент, объем поставки газа которому определяется в соответствии с нормативами потребления газа, не сообщил поставщику газа об изменении обстоятельств, влияющих на определение объема потребляемого газа, произошедших после заключения договора, либо сообщил сведения, недостоверность которых подтверждается уполномоченными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, поставщик газа вправе пересчитать объем поставленного абоненту газа и размер платы за него за период со дня проведения предыдущей проверки, но не более чем за 6 месяцев.

Согласно письму Министерства регионального развития РФ от 18.06.2009г. №18631-СК/14 «О разъяснениях по вопросам учета газа и расчета за поставленные объемы газа» указано, что перерасчет предусмотрен только в том случае, если поставщик газа будет иметь документально подтвержденные данные о фактическом потреблении газа (показания исправных приборов учета).

Таким образом, Кабардино-Балкарский филиал ООО «Газпром» неправомерно начисляя суммы за газ по нормативу, исходя из проживания 3 человек, в то время как фактически в квартире проживают 2 человека, а также игнорируя заявление ____о перерасчете, ущемил установленные законом права и интересы потребителя.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В соответствии с Приказом от 26.11.2010г. №250, Управлением в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующего субъекта (далее - реестр), было включено ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», в лице филиала в Кабардино-Балкарии», по позиции: оптовая торговля прочим жидким и газообразным топливом.

Таким образом, ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», в лице филиала в Кабардино-Балкарии, занимая доминирующее положение на товарном рынке, обязано соблюдать запреты и ограничения, установленные антимонопольным законодательством.

Пунктом 1 статьи 10 ГК РФ установлены пределы осуществления гражданских прав, согласно которым не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции доминирующему на рынке субъекту запрещены действия, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно пункту 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008г. №30, запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Исходя из системного толкования положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действия (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Самостоятельным итогом злоупотребления, хозяйствующим субъектом, доминирующим положением, может быть ущемление интересов других лиц.

Неправомерно начислив суммы за газ по нормативу исходя из проживания 3-х человек, в то время как фактически в квартире проживают 2 человека гр-ке___, а также проигнорировав заявление потребителя о перерасчете ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», в лице филиала в Кабардино-Балкарии злоупотребил своим доминирующим положением, тем самым ущемило законные права и интересы потребителя ___

При таких обстоятельствах, в вышеуказанных действиях ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», содержатся признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

При этом Комиссия Управления принимает во внимание заявления представителя ответчика о полном перерасчете начисленных сумм и списании незаконно начисленной задолженности в размере 955,91 рублей, а так же то, что заявитель не имеет претензий к ООО «Газпром» в отношении начисленной суммы, с произведенным перерасчетом согласен.

Таким образом, учитывая все обстоятельства рассматриваемого дела, Комиссия считает, что Кабардино-Балкарский филиал ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» добровольно устранил нарушения в рамках рассмотрения дела. В подтверждение устранения нарушения Общество представило выписку с лицевого счета (от 21.04.2014г., номер лицевого счета 7300945133), где указана списанная сумма в размере 955,91 рублей, а также копии квитанций, направленных в адрес абонента, в которых так же указанна списанная сумма.

Учитывая вышеизложенное, а также руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьёй 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», в лице филиала в Кабардино-Балкарской Республике, нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

2. Рассмотрение дела №06/20-14 о нарушении ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», в лице филиала в Кабардино-Балкарской Республике, части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, путем неправомерного начисления сумм за газ по нормативу, исходя из 3 человек, в то вермя как фактически в квартире проживают 2 человка, прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии А.В. Кумахова

 

Члены Комиссии: З.Х. Балкаров

 

О.Х. Татаров

 

Д.К.Дзахмишева

 

 

stdClass Object ( [vid] => 7208 [uid] => 5 [title] => Решение УФАС России по КБР [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7208 [type] => solution [language] => ru [created] => 1401882151 [changed] => 1401883022 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1401883022 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

 

29 мая 2014 года г. Нальчик

 

Резолютивная часть оглашена 29 мая 2014 года

В полном объеме изготовлено 29 мая 2014 года

 

Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Кумаховой А.В. – председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления;

Членов Комиссии:

Балкарова З.Х. – заместителя начальника отдела Управления;

Татарова О.Х. – специалиста-эксперта Управления;

Дзахмишевой Д.К. – ведущего специалиста-эксперта Управления;

в присутствии представителя ответчика ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» -----;

в присутствии заявителя __, рассмотрев дело №06/20-14 по признакам нарушения ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в неправомерном начислении сумм за газ по нормативу, исходя из проживания 3 человек, в то время как фактически в квартире проживают 2 человека, а также с бездействием Общества в принятии мер по рассмотрению заявления Бацежевой Ф.Х. о перерасчете,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Кабардино-Балкарского УФАС России, поступило заявление гражданки __, с жалобой на действия ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», в лице филиала в Кабардино-Балкарии (далее – Общество, ООО «Газпром») связанные с неправомерным начислением сумм за газ по нормативу, исходя из проживания 3 человек, в то время, как фактически в квартире проживают 2 человека, а также с бездействием Общества в принятии мер по рассмотрению заявления о перерасчете.

К жалобе приложены следующие материалы:

- копия свидетельства о государственной регистрации права от 20.02.2012г. выданного ___ Объект права: 2-х комнатная квартира общей площадью 50,50 кв.м. Место нахождение объекта: г.Нальчик, __

- копия договора дарения от 17.02.2012г.;

- копия домовой книги 2-х комнатной квартиры по адресу: __

- копия письма __от 20.12.2013 направленного в адрес ООО «Газпром» с просьбой не начислять плату за газ исходя из проживания 3-х человек, так как в квартире проживают 2 человека.

- копия уведомления от 20.12.2013г. о принятии письма __ к рассмотрению.

Согласно заявлению___., ООО «Газпром» неправомерно начисляет суммы за газ по нормативу, исходя из проживания 3 человек, в то время как фактически в квартире проживают 2 человека. Заявитель также указывает, что не раз обращалась в ООО «Газпром» с просьбой разобраться в сложившейся ситуации и перерасчитать излишне начисленные суммы. Однако ее обращения остались без ответа.

Заявитель считает, что ООО «Газпром», занимая доминирующее положение на рынке поставки газа ущемиляет ее законные права, и нарушает часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

По мнению заявителя ___., ООО «Газпром» нарушает нормы Жилищного кодекса, а также требования установленные Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2008г. №549 (далее – Правила поставки газа).

В целях всестороннего и объективного рассмотрения поступившего заявления и проверки обоснованности предъявляемых к ООО «Газпром» претензий, Управлением был направлен запрос информации в адрес ООО «Газпром».

В установленный запросом срок ООО «Газпром» представило письменные пояснения, где указало, что ___производен перерасчет выставленной суммы исходя из проживания 2-х человек.

Вместе с тем, у Управления отсутствуют доказательства того, что ООО «Газпром» ответил ___ на обращение от 20.12.2013г., а также информация выставленного счета в виде квитанции.

По результатам анализа заявления гражданки ___, а также материалов представленных по жалобе, Управление пришло к выводу, о том, что в действиях ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» имеются признаки нарушения Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

На основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по КБР №118 от 12.05.2014г. «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», в отношении ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», в лице Кабардино-Балкарского филиала было возбуждено дело №06/20-14 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 12.05.2014г. №06/1474 дело №06/20-14 было назначено к рассмотрению на 29.05.2014г. К участию в рассмотрении дела №06/20-14 в качестве ответчика было привлечено ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», в лице Кабардино-Балкарского филиала (законный представитель Общества), в качестве заявителя – гр-ка ---

На рассмотрение дела 29.05.2014г. явилась представитель ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск»--- по доверенности----. и Заявитель ___-

В ходе рассмотрения дела заявитель____ пояснила, что до начала рассмотрения дела представитель ответчика представила заявителю квитанции (№12 496, №14943) с суммами, которые совпадают с теми последними квитанциями , которые получила заявитель. Из чего следует, что перерасчет был произведен, и незаконно начисленная сумма в размере 955,91 рублей (девятьсот пятьдесят пять рублей девяносто одна копейка) была списана.

Представитель ответчика, ----, пояснила, что по представленным ___ документам, согласно статье 21 Постановления №549, абонент обязан в течение 5 дней уведомлять ОАО «Газпром» об изменениях в численности людей, прописанных в жилом помещении. Данный абонент представил соответствующую информацию только 20 декабря 2013 года, то есть через 6 месяцев, на основании чего был произведен перерасчет за полгода. После того, как абонент представил все необходимые документы, ООО «Газпром» произвел перерасчет в полном объеме с даты регистрации в размере 955,91 рублей. ____ с таким заявлением согласилась и подтвердила произведенный перерасчет.

Комиссия Управления, выслушав представителя ответчика ООО «Газпром», а также рассмотрев материалы дела пришла к следующему выводу.

Частью 1 статьи 157 Жилищного Кодекса РФ определено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 35 Правил поставки газа, объем потребленного газа, определяемый в соответствии с нормативами потребления газа, в расчетном периоде рассчитывается в том числе при использовании газа для приготовления пищи и нагрева воды с применением газовых приборов - как произведение количества граждан, проживающих в жилом помещении, и установленного норматива потребления газа для соответствующего вида потребления.

Пунктом 61 Правил поставки газа установлено, что в случае если в процессе проверки установлено, что абонент, объем поставки газа которому определяется в соответствии с нормативами потребления газа, не сообщил поставщику газа об изменении обстоятельств, влияющих на определение объема потребляемого газа, произошедших после заключения договора, либо сообщил сведения, недостоверность которых подтверждается уполномоченными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, поставщик газа вправе пересчитать объем поставленного абоненту газа и размер платы за него за период со дня проведения предыдущей проверки, но не более чем за 6 месяцев.

Согласно письму Министерства регионального развития РФ от 18.06.2009г. №18631-СК/14 «О разъяснениях по вопросам учета газа и расчета за поставленные объемы газа» указано, что перерасчет предусмотрен только в том случае, если поставщик газа будет иметь документально подтвержденные данные о фактическом потреблении газа (показания исправных приборов учета).

Таким образом, Кабардино-Балкарский филиал ООО «Газпром» неправомерно начисляя суммы за газ по нормативу, исходя из проживания 3 человек, в то время как фактически в квартире проживают 2 человека, а также игнорируя заявление ____о перерасчете, ущемил установленные законом права и интересы потребителя.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В соответствии с Приказом от 26.11.2010г. №250, Управлением в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующего субъекта (далее - реестр), было включено ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», в лице филиала в Кабардино-Балкарии», по позиции: оптовая торговля прочим жидким и газообразным топливом.

Таким образом, ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», в лице филиала в Кабардино-Балкарии, занимая доминирующее положение на товарном рынке, обязано соблюдать запреты и ограничения, установленные антимонопольным законодательством.

Пунктом 1 статьи 10 ГК РФ установлены пределы осуществления гражданских прав, согласно которым не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции доминирующему на рынке субъекту запрещены действия, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно пункту 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008г. №30, запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Исходя из системного толкования положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действия (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Самостоятельным итогом злоупотребления, хозяйствующим субъектом, доминирующим положением, может быть ущемление интересов других лиц.

Неправомерно начислив суммы за газ по нормативу исходя из проживания 3-х человек, в то время как фактически в квартире проживают 2 человека гр-ке___, а также проигнорировав заявление потребителя о перерасчете ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», в лице филиала в Кабардино-Балкарии злоупотребил своим доминирующим положением, тем самым ущемило законные права и интересы потребителя ___

При таких обстоятельствах, в вышеуказанных действиях ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», содержатся признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

При этом Комиссия Управления принимает во внимание заявления представителя ответчика о полном перерасчете начисленных сумм и списании незаконно начисленной задолженности в размере 955,91 рублей, а так же то, что заявитель не имеет претензий к ООО «Газпром» в отношении начисленной суммы, с произведенным перерасчетом согласен.

Таким образом, учитывая все обстоятельства рассматриваемого дела, Комиссия считает, что Кабардино-Балкарский филиал ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» добровольно устранил нарушения в рамках рассмотрения дела. В подтверждение устранения нарушения Общество представило выписку с лицевого счета (от 21.04.2014г., номер лицевого счета 7300945133), где указана списанная сумма в размере 955,91 рублей, а также копии квитанций, направленных в адрес абонента, в которых так же указанна списанная сумма.

Учитывая вышеизложенное, а также руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьёй 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», в лице филиала в Кабардино-Балкарской Республике, нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

2. Рассмотрение дела №06/20-14 о нарушении ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», в лице филиала в Кабардино-Балкарской Республике, части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, путем неправомерного начисления сумм за газ по нормативу, исходя из 3 человек, в то вермя как фактически в квартире проживают 2 человка, прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии А.В. Кумахова

 

Члены Комиссии: З.Х. Балкаров

 

О.Х. Татаров

 

Д.К.Дзахмишева

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

 

29 мая 2014 года г. Нальчик

 

Резолютивная часть оглашена 29 мая 2014 года

В полном объеме изготовлено 29 мая 2014 года

 

Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Кумаховой А.В. – председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления;

Членов Комиссии:

Балкарова З.Х. – заместителя начальника отдела Управления;

Татарова О.Х. – специалиста-эксперта Управления;

Дзахмишевой Д.К. – ведущего специалиста-эксперта Управления;

в присутствии представителя ответчика ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» -----;

в присутствии заявителя __, рассмотрев дело №06/20-14 по признакам нарушения ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в неправомерном начислении сумм за газ по нормативу, исходя из проживания 3 человек, в то время как фактически в квартире проживают 2 человека, а также с бездействием Общества в принятии мер по рассмотрению заявления Бацежевой Ф.Х. о перерасчете,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Кабардино-Балкарского УФАС России, поступило заявление гражданки __, с жалобой на действия ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», в лице филиала в Кабардино-Балкарии (далее – Общество, ООО «Газпром») связанные с неправомерным начислением сумм за газ по нормативу, исходя из проживания 3 человек, в то время, как фактически в квартире проживают 2 человека, а также с бездействием Общества в принятии мер по рассмотрению заявления о перерасчете.

К жалобе приложены следующие материалы:

- копия свидетельства о государственной регистрации права от 20.02.2012г. выданного ___ Объект права: 2-х комнатная квартира общей площадью 50,50 кв.м. Место нахождение объекта: г.Нальчик, __

- копия договора дарения от 17.02.2012г.;

- копия домовой книги 2-х комнатной квартиры по адресу: __

- копия письма __от 20.12.2013 направленного в адрес ООО «Газпром» с просьбой не начислять плату за газ исходя из проживания 3-х человек, так как в квартире проживают 2 человека.

- копия уведомления от 20.12.2013г. о принятии письма __ к рассмотрению.

Согласно заявлению___., ООО «Газпром» неправомерно начисляет суммы за газ по нормативу, исходя из проживания 3 человек, в то время как фактически в квартире проживают 2 человека. Заявитель также указывает, что не раз обращалась в ООО «Газпром» с просьбой разобраться в сложившейся ситуации и перерасчитать излишне начисленные суммы. Однако ее обращения остались без ответа.

Заявитель считает, что ООО «Газпром», занимая доминирующее положение на рынке поставки газа ущемиляет ее законные права, и нарушает часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

По мнению заявителя ___., ООО «Газпром» нарушает нормы Жилищного кодекса, а также требования установленные Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2008г. №549 (далее – Правила поставки газа).

В целях всестороннего и объективного рассмотрения поступившего заявления и проверки обоснованности предъявляемых к ООО «Газпром» претензий, Управлением был направлен запрос информации в адрес ООО «Газпром».

В установленный запросом срок ООО «Газпром» представило письменные пояснения, где указало, что ___производен перерасчет выставленной суммы исходя из проживания 2-х человек.

Вместе с тем, у Управления отсутствуют доказательства того, что ООО «Газпром» ответил ___ на обращение от 20.12.2013г., а также информация выставленного счета в виде квитанции.

По результатам анализа заявления гражданки ___, а также материалов представленных по жалобе, Управление пришло к выводу, о том, что в действиях ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» имеются признаки нарушения Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

На основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по КБР №118 от 12.05.2014г. «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», в отношении ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», в лице Кабардино-Балкарского филиала было возбуждено дело №06/20-14 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 12.05.2014г. №06/1474 дело №06/20-14 было назначено к рассмотрению на 29.05.2014г. К участию в рассмотрении дела №06/20-14 в качестве ответчика было привлечено ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», в лице Кабардино-Балкарского филиала (законный представитель Общества), в качестве заявителя – гр-ка ---

На рассмотрение дела 29.05.2014г. явилась представитель ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск»--- по доверенности----. и Заявитель ___-

В ходе рассмотрения дела заявитель____ пояснила, что до начала рассмотрения дела представитель ответчика представила заявителю квитанции (№12 496, №14943) с суммами, которые совпадают с теми последними квитанциями , которые получила заявитель. Из чего следует, что перерасчет был произведен, и незаконно начисленная сумма в размере 955,91 рублей (девятьсот пятьдесят пять рублей девяносто одна копейка) была списана.

Представитель ответчика, ----, пояснила, что по представленным ___ документам, согласно статье 21 Постановления №549, абонент обязан в течение 5 дней уведомлять ОАО «Газпром» об изменениях в численности людей, прописанных в жилом помещении. Данный абонент представил соответствующую информацию только 20 декабря 2013 года, то есть через 6 месяцев, на основании чего был произведен перерасчет за полгода. После того, как абонент представил все необходимые документы, ООО «Газпром» произвел перерасчет в полном объеме с даты регистрации в размере 955,91 рублей. ____ с таким заявлением согласилась и подтвердила произведенный перерасчет.

Комиссия Управления, выслушав представителя ответчика ООО «Газпром», а также рассмотрев материалы дела пришла к следующему выводу.

Частью 1 статьи 157 Жилищного Кодекса РФ определено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 35 Правил поставки газа, объем потребленного газа, определяемый в соответствии с нормативами потребления газа, в расчетном периоде рассчитывается в том числе при использовании газа для приготовления пищи и нагрева воды с применением газовых приборов - как произведение количества граждан, проживающих в жилом помещении, и установленного норматива потребления газа для соответствующего вида потребления.

Пунктом 61 Правил поставки газа установлено, что в случае если в процессе проверки установлено, что абонент, объем поставки газа которому определяется в соответствии с нормативами потребления газа, не сообщил поставщику газа об изменении обстоятельств, влияющих на определение объема потребляемого газа, произошедших после заключения договора, либо сообщил сведения, недостоверность которых подтверждается уполномоченными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, поставщик газа вправе пересчитать объем поставленного абоненту газа и размер платы за него за период со дня проведения предыдущей проверки, но не более чем за 6 месяцев.

Согласно письму Министерства регионального развития РФ от 18.06.2009г. №18631-СК/14 «О разъяснениях по вопросам учета газа и расчета за поставленные объемы газа» указано, что перерасчет предусмотрен только в том случае, если поставщик газа будет иметь документально подтвержденные данные о фактическом потреблении газа (показания исправных приборов учета).

Таким образом, Кабардино-Балкарский филиал ООО «Газпром» неправомерно начисляя суммы за газ по нормативу, исходя из проживания 3 человек, в то время как фактически в квартире проживают 2 человека, а также игнорируя заявление ____о перерасчете, ущемил установленные законом права и интересы потребителя.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В соответствии с Приказом от 26.11.2010г. №250, Управлением в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующего субъекта (далее - реестр), было включено ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», в лице филиала в Кабардино-Балкарии», по позиции: оптовая торговля прочим жидким и газообразным топливом.

Таким образом, ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», в лице филиала в Кабардино-Балкарии, занимая доминирующее положение на товарном рынке, обязано соблюдать запреты и ограничения, установленные антимонопольным законодательством.

Пунктом 1 статьи 10 ГК РФ установлены пределы осуществления гражданских прав, согласно которым не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции доминирующему на рынке субъекту запрещены действия, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно пункту 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008г. №30, запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Исходя из системного толкования положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действия (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Самостоятельным итогом злоупотребления, хозяйствующим субъектом, доминирующим положением, может быть ущемление интересов других лиц.

Неправомерно начислив суммы за газ по нормативу исходя из проживания 3-х человек, в то время как фактически в квартире проживают 2 человека гр-ке___, а также проигнорировав заявление потребителя о перерасчете ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», в лице филиала в Кабардино-Балкарии злоупотребил своим доминирующим положением, тем самым ущемило законные права и интересы потребителя ___

При таких обстоятельствах, в вышеуказанных действиях ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», содержатся признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

При этом Комиссия Управления принимает во внимание заявления представителя ответчика о полном перерасчете начисленных сумм и списании незаконно начисленной задолженности в размере 955,91 рублей, а так же то, что заявитель не имеет претензий к ООО «Газпром» в отношении начисленной суммы, с произведенным перерасчетом согласен.

Таким образом, учитывая все обстоятельства рассматриваемого дела, Комиссия считает, что Кабардино-Балкарский филиал ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» добровольно устранил нарушения в рамках рассмотрения дела. В подтверждение устранения нарушения Общество представило выписку с лицевого счета (от 21.04.2014г., номер лицевого счета 7300945133), где указана списанная сумма в размере 955,91 рублей, а также копии квитанций, направленных в адрес абонента, в которых так же указанна списанная сумма.

Учитывая вышеизложенное, а также руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьёй 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», в лице филиала в Кабардино-Балкарской Республике, нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

2. Рассмотрение дела №06/20-14 о нарушении ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», в лице филиала в Кабардино-Балкарской Республике, части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, путем неправомерного начисления сумм за газ по нормативу, исходя из 3 человек, в то вермя как фактически в квартире проживают 2 человка, прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии А.В. Кумахова

 

Члены Комиссии: З.Х. Балкаров

 

О.Х. Татаров

 

Д.К.Дзахмишева

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 06/1798 [format] => [safe_value] => 06/1798 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 06/20-14 [format] => [safe_value] => 06/20-14 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 70 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 70 [vid] => 3 [name] => Определения [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

Курирующий заместители - Гаев Рамазан Алимович, Кунижева Залина Закировна

т.: (8662)40-12-78

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства

Контроль органов власти
осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления;
выявление нарушений антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления, принятие мер по прекращению нарушений антимонопольного законодательства, привлечение к ответственности за указанные нарушения;
осуществление контроля за предоставлением государственной или муниципальной помощи.

Контроль товарных рынков и экономической концентрации
осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями на товарных рынках;
осуществление контроля за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров;
проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках;
определение наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках;
осуществление государственного контроля за экономической концентрацией (рассмотрение ходатайств и уведомлений);
привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Контроль финансовых рынков
предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности на финансовых рынках;
осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства финансовыми организациями;
осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций на финансовых рынках;
осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами финансовых рынков;
осуществление государственного контроля за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, субъектами локальных и естественных монополий требований отбора финансовых организаций, предусмотренных антимонопольным законодательством.

Контроль локальных и естественных монополий
предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности субъектами естественных и локальных монополий;
осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о естественных монополиях в пределах своей компетенции;
осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций - субъектов естественных и локальных монополий;
осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами естественных и локальных монополий

 

 

 

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-05-29 11:35:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-05-29 11:35:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1401882151 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Кабардино-Балкарское УФАС России )