Протокол №12 от 26.08.2011г. заседания ОКС при КБ УФАС России

 

Протокол №12 от 26.08.2011г.

Заседания Общественно-консультативного совета

при Кабардино-Балкарском УФАС России.

26.08.2011 года

г. Нальчик

Председательствовал: Пшиншев К.Г.

Сопредседатель: Аришева С.А.

Присутствовали:

Члены ОКС: Кильчуков А.И., Хамдохов З.М., Чернышева М.Б., Шаушев З.Л., Устов М.А.

Приглашенные: Шогенцуков Х.М., Гупсешев З.Х., Гаев Р.А.

Повестка дня:

1. Нововведения в Закон о торговле и практика применения данного законодательства.

2. Порядок заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества и практика рассмотрения дел о нарушении органами власти и местного самоуправления антимонопольного законодательства.

3. Результаты реформы системы государственного заказа и предложения по совершенствованию законодательства.

4. Разное.

1. Нововведения в Закон о торговле и практика применения данного законодательства.

Выступили: Начальник аналитического отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике сообщил Совету о нововведениях в Законе о торговле, а также проинформировал о практике применения Управлением данного законодательства. 01 февраля 2010 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон), внесший существенные изменения в правовое регулирование торговой деятельности. Государственное регулирование торговой деятельности осуществляется посредством:

1. Установления требований к ее организации и осуществлению. Требования устанавливаются Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов и органами местного самоуправления. Закон закрепляет за каждым из субъектов определенный объем полномочий. Так, например, к полномочиям Правительства РФ относится утверждение методики расчета и порядка установления субъектами РФ нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. К полномочиям соответствующего органа государственной власти субъекта РФ относится установление нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для субъекта РФ и проведение информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара на территории субъекта.

2. Антимонопольного регулирования, связанного в том числе с введенными Законом особыми антимонопольными правилами для торговли продовольственными товарами и антимонопольными требованиями к органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления.

3. Информационного обеспечения. Предусмотрено создание системы государственного информационного обеспечения в сфере торговли, в том числе формирование торговых реестров субъектов РФ.

4.Государственного контроля (надзора), в рамках которого контролируется соблюдение Закона и Федерального закона «О защите конкуренции».

Федеральным законом от 28.12.2010 № 411-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в кодекс об административных правонарушениях введены новые составы административных правонарушений, предусматривающие ответственность за нарушение положений Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Новым законом установлена административная ответственность в виде многомиллионных штрафов за соответствующие нарушения КоАП РФ. Максимальная ответственность по КоАП РФ увеличена и теперь составляет не один, а 5 миллионов рублей (в случаях, предусмотренных статьями 14.40, 14.42 КоАП РФ).

Глава 4 Закона полностью посвящена мерам по развитию торговой деятельности, среди которых можно выделить ключевые:

1. Органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления могут разрабатывать региональные и муниципальные программы развития торговли.

2. Органы государственной власти субъектов РФ осуществляют мероприятия, предусматривающие: (a) стимулирование инвестиционных проектов, направленных на строительство торговой инфраструктуры для сельскохозяйственной продукции; (b) поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих торгово-закупочную деятельность в сельской местности; (с) стимулирование деловой активности в торговой деятельности путем организации и проведения выставок, ярмарок.

3. Органы местного самоуправления предусматривают строительство, размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки, а также разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов.

Кроме того, статья 15 Закона устанавливает антимонопольные требования к органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности. В частности запрещается:

возложение на участников торговли обязанности по участию в повторной (дополнительной по отношению к проведенной в соответствии с федеральными законами) проверке качества и безопасности товаров;

понуждение хозяйствующих субъектов к участию в прохождении контрольных и (или) разрешительных процедур, в дополнение к предусмотренным федеральными законами (аттестация торговых объектов, аккредитация хозяйствующих субъектов, сертификация товаров, соответствие торговых объектов требованиям законодательства РФ);

понуждение хозяйствующих субъектов продавать товары по ценам, определенным органами исполнительной власти субъектов РФ;

принятие нормативных правовых актов, решений, предусматривающих установление запретов на перемещение или ограничение продажи отдельных видов товаров на территории субъекта РФ, ограничение выбора контрагентов для хозяйствующих субъектов и др.

Решили:

- Одобрить доклад начальника аналитического отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике Устова М.А. «Нововведения в Закон о торговле и практика применения данного законодательства»;

- Членам ОКС при КБ УФАС довести информацию по данному докладу до представителей своих НКО.

Голосовали: единогласно «за».

2. Порядок заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества и практика рассмотрения дел о нарушении органами власти и местного самоуправления антимонопольного законодательства.

Выступили: Главный специалист-эксперт Кабардино-Балкарского УФАС России Гупсешев З.Х. в своем докладе проинформировал членов Совета о Порядке заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества и практике рассмотрения дел о нарушении органами власти и местного самоуправления антимонопольного законодательства. Заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество:

1) на основании международных договоров Российской Федерации (в том числе межправительственных соглашений), федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, решений суда, вступивших в законную силу;

2) государственным органам, органам местного самоуправления, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации;

3) государственным и муниципальным учреждениям, государственным корпорациям, государственным компаниям;

4) некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";

5) адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам;

6) образовательным учреждениям независимо от их организационно-правовых форм, включая указанные в пункте 3 настоящей части государственные и муниципальные образовательные учреждения, и медицинским учреждениям частной системы здравоохранения;

7) для размещения объектов почтовой связи;

8) лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;

9) в порядке, установленном главой 5 Закона о защите конкуренции;

10) лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного или муниципального контракта. Срок предоставления указанных прав на такое имущество не может превышать срок исполнения государственного или муниципального контракта;

11) на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается);

12) взамен недвижимого имущества, права в отношении которого прекращаются в связи со сносом или с реконструкцией здания, строения, сооружения, которыми или частью которых является такое недвижимое имущество, либо в связи с предоставлением прав на такое недвижимое имущество государственным или муниципальным образовательным учреждениям, медицинским учреждениям. При этом недвижимое имущество, права на которое предоставляются, должно быть равнозначным ранее имеющемуся недвижимому имуществу по месту расположения, площади и определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность, стоимости. Условия, при которых недвижимое имущество признается равнозначным ранее имеющемуся недвижимому имуществу, устанавливаются федеральным антимонопольным органом;

13) правопреемнику приватизированного унитарного предприятия в случае, если такое имущество не включено в состав подлежащих приватизации активов приватизированного унитарного предприятия, но технологически и функционально связано с приватизированным имуществом и отнесено федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается, или к объектам, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Решили:

- Принять к сведению.

- Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике продолжить работу по предотвращению и пресечению фактов нарушения органами власти и местного самоуправления антимонопольного законодательства.

Голосовали: единогласно «за».

3. Результаты реформы системы государственного заказа и предложения по совершенствованию законодательства.

Выступили: Ответственный секретарь ОКС при Кабардино-Балкарском УФАС России сообщил, что в соответствии с поручением Руководителя ФАС России И.Ю. Артемьева от 08.07.2011г. № 001-031-ИА/пр территориальным органам ФАС России было поручено включить в общую повестку дня ОКС при ТУ ФАС России и рассмотреть вопрос: «Результаты реформы системы государственного заказа и предложения по совершенствованию законодательства» и провести заседание в июле-августе 2011г. Во исполнение поручения Управлением в повестку дня заседания дополнительно был включен данный вопрос.

Специалист-эксперт Кабардино-Балкарского УФАС России Гаев Р.А. доложил Совету о некоторых результаты реформы системы государственного заказа и представил предложения по совершенствованию законодательства. В результате подробной разработки проекта Закона №94-ФЗ. Законодатель, преследуя основные цели, учел и разрешил ряд вопросов, а именно:

1) систематизация законодательства РФ о государственных и муниципальных закупках; создание основополагающего нормативного правового акта, регламентирующего гражданско-правовые, процедурные вопросы закупок;

2) обеспечение прозрачности механизма осуществления закупок продукции для государственных и муниципальных нужд; стимулирование добросовестной конкуренции и увеличение экономии бюджетных средств;

3) устранение возможностей злоупотреблений и коррупции посредством четкой регламентации процедур осуществления закупок;

4) приведение законодательства РФ о государственных и муниципальных нуждах в соответствие с международным законодательством, учет положительных примеров правового регулирования государственных и муниципальных закупок в законодательстве иностранных государств и нормативных правовых актах международных организаций.

В процессе проведения административной реформы в Российской Федерации законодатель, стремясь разрешить многие проблемные моменты, возникающие в сфере размещения государственного заказа, принял целый ряд федеральных законов, изменивших первоначальную редакцию Закона № 94-ФЗ. Несмотря на отдельные положительные аспекты принятых изменений, остается немало нерешенных, спорных вопросов, которые приходится решать заказчику в целях неукоснительного соблюдения требований законодательства, поскольку установлены жесткие нормы административной ответственности за нарушения в данной сфере. Необходимо учитывать, что различия интересов заказчика и поставщиков также обусловливают достаточно частые изменения в регулировании законодательства о размещении государственных заказов.

Основные изменения государственного заказа:

- переход на аукционы в электронной форме (глава 3.1) и как следствие переход на электронный документооборот, в том числе заключение контрактов ЭЦП (электронной цифровою подписью);

- создание общероссийского портала государственных закупок - Официального сайта РФ для размещения информации о размещении заказов (http://zakupki.gov.ru/) в котором содержится информация о заказах, размещенных на электронно-торговых площадках (существуют пять пилотных площадок), реестре контрактов, о жалобах рассматриваемых уполномоченными органами;

- обязательное указание в конкурсной документации, документации об аукционе, документации об открытом аукционе в электронной форме, извещении о проведении запроса котировок обоснования начальной (максимальной) цены контракта (цены лота);

- принятие номенклатуры товаров, работ, услуг (Приказ Минэкономразвития РФ от 07.06.2011 №273 «Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.07.2011 N 21367).

- переход в сфере строительства от лицензий по строительству к сертификатам СРО (свидетельство саморегулируемой организации).

Предложения по совершенствованию законодательства:

- обязательное включение в состав Единой комиссии (Уполномоченного органа) представителя Заказчика;

- исключение института «Запрос котировок» из Закона 94 ФЗ, так как данный способ размещения заказа также является коррупциогенным составляющим Закона 94 ФЗ;

- совершенствования на федеральном уровне понятия «ограничение количества участников размещения заказа путем объединение или включение в состав заказа (лота) товаров, работ, услуг невзаимосвязанных между собою». Указав в законе, что заказ может размещаться только для поставки товара; выполнение работ; оказание услуг; заказ на выполнение работ может размещаться только на одном объекте (для зданий и сооружений) или в одном районе (для дорог);

- увеличение сроков рассмотрения жалоб до не менее десяти рабочих дней (в место 5), так как за пять дней уполномоченный орган не успевает в полном и всестороннем объеме рассмотреть жалобы УРЗ, в связи со спецификой жалобы на заказ – лекарства, строительство, медоборудование и т.д.

- доступ на электронно-торговую площадку уполномоченному органу для доступа просмотра заявок на участие в аукционе в электронной форме.

Президент Союза коммерческих организаций КБР Хамдохов З.М. сообщил, что в настоящее время участились случаи участия в открытых аукционах в электронной форме (далее – ОАЭФ) организаций, не имеющих лицензий на выполнение специализированных видов работ (например, лицензии на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений), а также фирм, не имеющих свидетельств о допуске к строительным работам, выданных СРО. Данные организации и фирмы допускаются к участию в аукционе по результатам рассмотрения первых частей заявок. Во время проведения торгов они резко снижают цену на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Такие фирмы становятся победителями ОАЭФ в результате опуская цену контракта до уровня, когда уже не возможно выполнить качественно и в срок указанные виды услуг. Затем этих участников отклоняют только при рассмотрении вторых частей заявок.

В связи с изложенным, предложил рассмотреть вопрос о необходимости создания на сайте zakupki.gov.ru единого реестра организаций имеющих лицензии и свидетельства СРО. В случае создания данного реестра можно будет возложить на электронные площадки процедуру предварительного рассмотрения соответствия участника размещения заказа (далее – УРЗ) требованиям аукциона.

Кроме того, докладчик предложил рассмотреть вопрос включения в перечень предложений, направляемых в ФАС России предложения о необходимости увеличения суммы обеспечения заявки в соответствии с суммами контракта. Например, для заказов до 10 млн.руб. оставить пределы от 2% до 5%, а для заказов свыше 10 млн.руб. от 5% до 10%. Это снизит число случаев, когда на аукционе побеждает УРЗ, который не имеет средств на выполнение значительных объемов работ.

Вместе с тем, с вступлением в силу приказа Минэкономразвития РФ от 07.06.2011 №273 «Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков» участились случаи, когда заказчику необходимо проводить аукционы на сумму от 10 тыс.руб. до 100 тыс.руб., т.к. прямыми договорами заказчик не имеет возможности закупать данные товары, работы, услуги. В связи с этим, рассмотреть вопрос целесообразности пересмотра номенклатуры товаров, работ, услуг, либо увеличить лимит на заключение прямых договоров со 100 тыс.руб. до 300 тыс.руб. в квартал.

Рассмотрев и обсудив данные предложения,

Решили:

- Одобрить доклад специалиста-эксперта Управления «Результаты реформы системы государственного заказа и предложения по совершенствованию законодательства»;

- Довести до сведения ФАС России предложения одобренного доклада.

Голосовали: единогласно «за».

4. Разное.

Выступили: Главный специалист-эксперт Кабардино-Балкарского УФАС России Гупсешев З.Х. представил членам ОКС информацию о порядке предоставления субъектам малого предпринимательства займов из соответствующих фондов муниципальных образований КБР. По запросу Управления Федеральной антимонопольной службы по КБР местные администрации городских округов и муниципальных районов КБР (далее – Администрация)представили соответствующую информацию, изучение которой выявила отсутствие в административных регламентах Администраций по предоставлению муниципальной услуги на получение средств фонда поддержки малого предпринимательства (далее – Фонд) и административных регламентах Фонда по предоставлению займов субъектам малого предпринимательства (за исключением г.о.Нальчик) обязанностей должностных лиц по организации публикации в средствах массовой информации объявления о приеме документов от субъектов малого предпринимательства для получения средств Фонда.

В соответствующих документах (Устав Фонда, административный регламент) пяти муниципальных образований КБР (г.о.Нальчик, Прохладненский, Зольский, Черекский и Эльбрусский муниципальные районы) предусмотрены конкурсный отбор субъектов малого предпринимательства на право получения займов Фонда, процедура проведения которого представленными документами не подтверждается.

Кроме того, анализ заключенных договоров займа выявил разные процентные ставки за пользование займом в некоторых муниципальных образованиях КБР.

Председатель ассоциации микрофинансовых организаций КБР Шогенцуков Х.М. сообщил собравшимся о ситуации с представлением займов из Фондов по поддержке малого предпринимательства.

Решили:

- Принять к сведению.

Голосовали: единогласно «за».

Председатель совещания К.Г. Пшиншев

Секретарь совещания М.А. Устов

Дата проведения Совета: 
26 августа 2011, 15:00