Протокол совместного Заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе и Экспертного совета по финансовым рыкам при Кабардино-Балкарском Управлении ФАС России

Протокол

совместного заседания Экспертного совета по применению                        законодательства о рекламе и Экспертного совета по финансовым рыкам

при Кабардино-Балкарском Управлении ФАС России

 

15.12.2023 г.                                                                                                г. Нальчик

 

Председательствовала:

Кунижева З.З.  – заместитель руководителя Кабардино-Балкарского Управления ФАС России.

 

Присутствовали:

Исупов А.А. – заместитель руководителя Департамента экономики Местной администрации г.о. Нальчик,

Сабанчиева А.А. – заместитель директора Филиала ФГУП ВГТРК ГТРК «Кабардино-Балкария),

Семенова Сакима Юрьевна – начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по КБР;

Елоков М.М. -председатель страхового комитета член совета Торгово-промышленной палаты КБР,

Шипшев А. М. – начальник отдела по работе с корпоративными клиентами Кабардино-Балкарского отделения ПАО «Сбербак» России;

Кауфова К.М. – начальник юридического отдела  ГКУ «КБР-Медиа»,

Анимуков М.Ч. – государственный инспектор ОРЭР, Т и ДН Управления Госавтоинспекции МВД по КБР,

 

Шогенова М. М. – ответственный секретарь Экспертного совета – главный специалист-эксперт Управления.

 

Шогенова М.М. огласила повестку дня совместного заседания:

 

  1. Реклама банкротства.

 

  1. Реклама финансовых услуг: указание процентной ставки по кредитам.

 

  1. Реклама в интернете: изменения законодательства о рекламе. Признаки рекламы.

 

  1. Рекламные и информационные конструкции: как их отличить.

 

  1. Разное.

 

Открыла заседание Экспертного совета З.З. Кунижева.

 

Кунижева З.З. обратилась к членам Экспертых советов с приветственным словом, а также предложила перейти к обсуждению вопросов повестки.

 

 

  1. Реклама банкротства.

 

Кунижева З.З. рассказала о том, что реклама услуг по сопровождению банкротства граждан в последние годы получает всё большее распространение.

Согласно позиции ФАС России от 23.11.2022 г. № КТ/106046/22, в подобной рекламе, банкротство граждан позиционируется как беспроблемное и безусловное освобождение от любых долгов без каких-либо негативных последствий, в рекламе даются не основанные на законе гарантии списания всех без исключения долгов гражданина и сохранения имущества должника, что в ряде случаев может рассматриваться как введение в заблуждение в связи с отсутствием части существенной информации, что запрещено частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Обещание освободить физическое лицо от долгов и требований кредиторов при отсутствии информации о последствиях процедуры банкротства для должника способно сформировать у потребителей рекламы представление, что можно брать долги и их не отдавать, ввести в заблуждение относительно обязанности погасить долг перед кредитором в том числе за счет принадлежащего должнику имущества, чтобы такой долг был в итоге списан.

Указанным письмом также рекомендуется территориальным органам ФАС России обращать дополнительное внимание на рекламу услуг по сопровождению банкротства и в случае выявления такой рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства, принимать меры, направленные на пресечение такой рекламы, предусмотренные законодательством.

 

  1. Реклама финансовых услуг: указание процентной ставки по кредитам.

 

Далее, Кунижева З.З. осветила не менее волнующую тему. Ссылаясь на статью 28 Закона о рекламе изложила основные требования, предъявляемые к рекламе финансовых услуг.

Что касается указания процентной ставки в рекламе фин. услуг, то Кунижева З.З. объяснила, что в соответствии с Приказом ФАС России от 05.06.2023 N 353/23 «Об утверждении индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере рекламы» при федеральном госконтроле в сфере рекламы антимонопольные органы будут учитывать еще один индикатор риска нарушения обязательных требований. Таким показателем станет то, что финкомпания указала в рекламе кредитной услуги ставку ниже ключевой.

Условие применения индикатора: в течение 2 лет до даты выявления такой рекламы компания распространила недобросовестную или недостоверную рекламу либо нарушила спецтребования к рекламе финансовых услуг.

Последствием выявления индикатора риска может стать проведение внеплановой документарной или выездной проверки по согласованию с органами прокуратуры.

 

  1. Реклама в интернете: изменения законодательства о рекламе. Признаки рекламы.

 

Про изменения в Законе о рекламе касаемо маркировки рекламы в интернете рассказала Шогенова М.М.  С 1 сентября 2022 года вступили в силу изменения в Закон о рекламе, которые впервые  установили требования к порядку размещения рекламы в Интернете, и это затронуло интересы многих предпринимателей, которые раньше не задумывались об этой проблеме. Эти нормы, которые появились, в основном касаются того, что реклама в сети Интернет должна быть загружена в специальную систему учета рекламы – Единый реестр интернет рекламы – ЕРИР. Также изменения в Законе о рекламе касаются того, что Роскомнадзор получил полномочия по порядку сбора информации о рекламе, которая размещается в сети Интернет.

В законе четко указано, что реклама должна содержать пометку «реклама». Значит в рекламе точно должно быть указано именно это слово, а не какое-либо другое. Также необходимо указать сведения о рекламодателе, и тут закон допускает вариативность: либо сведения о рекламодателе, либо ссылку на сайт, где эти сведения можно прочитать.

Относительно того, будет ли являться рекламой информация на собственном сайте или соцсетях компании, пояснила, что подход к оценке отнесения информации к рекламе один. В первую очередь необходимо обратить внимание на цель, с которой размещается информация. Когда мы говорим о том, что компания ведет свою страничку в социальных сетях или на своем собственном сайте, освещая обычную «жизнь» своей компании, то есть это как виртуальный офис компании и сайт наполняется обычной деятельностью компании – информация о товарах, которые реализуются, новости, вкладки про акции, которые проводятся в настоящее время, про новинки компании, то это все не является рекламой. В частности, рекламой не считается информация о товарах и услугах, размещенная на официальном сайте, страницах или в социальных сетях их производителя или продавца. Также обзор нескольких товаров разных производителей в видеоролике или посте блогера не относится к рекламе, если его основной целью не является продвижение товара на рынке.

Главное отличие рекламы от другой информации в интернете заключается в цели размещения. Можно выделить несколько признаков того, что перед вами реклама в интернете.

  • Сделан акцент на товаре или услуге.
  • Свойства товара выгодно описаны.
  • Есть призыв приобрести именно этот товар производителя.

Однако дать окончательный ответ о том, реклама это или нет, смогут только специалисты ФАС  после детального изучения конкретного материала.

 

  1. Рекламные и информационные конструкции: как их отличить.

 

Кунижева З.З. внесла ясность касаемо отличия рекламных конструкций от других конструкций. Главным отличием рекламной конструкции от вывески является то, что вывеска не является рекламой. Целью рекламы является привлечение внимания к объекту рекламирования (например, к какому-либо товару), формирование (поддержание) интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Закона о рекламе).

Вывеска же содержит следующую информацию, которую продавцы (исполнители) обязаны довести до потребителя (п. 1 ст. 9 Закона о защите прав потребителей):

1)         фирменное наименование (наименование) организации;

2)         место ее нахождения (адрес);

3)         режим работы.

Такая информация (независимо от манеры ее исполнения) рекламой не признается (п. 2 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе, п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58).

Другие вывески и указатели, если они не содержат сведения рекламного характера, также не относятся к рекламе. Кроме того, к ней не относится и информация, которая не соответствует понятию рекламы. В частности, это сведения, которые указываются не только в силу закона, но и в силу делового оборота (п. 5 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе, п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58).

Так, не должно признаваться рекламой размещение в месте нахождения организации ее наименования (коммерческого обозначения) (п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58). Следовательно, получать разрешение на размещение рекламной конструкции в указанном случае не требуется.

Установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются только при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района.

Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района, органа местного самоуправления муниципального округа или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.

Разрешение выдается на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

 

  1. Разное.

 

Далее, членам Экспертного совета была представлена для обсуждения реклама следующего содержания: «CHE. Food & drink. СРЕДА. ДЕНЬ ТРАКТО-РИСТА. ВСЕ ПО 300. Кулиева 12. +7 938 700 93 39» (фото прилагается), распространяемая в г. Нальчике на фасаде здания по адресу ул.Кулиева, д. 18, над входом в магазин «Эль-дорадо» на световом табло.

Эксперты высказали свои суждения, а также проголосовали по следующим вопросам:

1)         Использованы ли в рассматриваемой рекламе непристойное выражение/ легко считываемое производное от непристойного выражения?

2)         Допустимо ли, по Вашему мнению, в соответствии с действующими нормами морали и нравственности размещение в рекламе данных слов/выражений?

3)         По результатам голосования большинством членов Экспертного совета было признано:

- использование легко считываемого производного от непристойного выражения.

- использованные слова представляют собой часть жаргонного выражения, которое вошло в лексику русского языка и используется преимущественно в молодежном сленге, имеет явный провокационный характер, вызывает конкретные ассоциации, связанные с интимной стороной жизни человека, эксплуатирует интерес к сексу.

Также членам Экспертного Совета были продемонстрированы и другие фотографии реклам, распространяемой в г. Нальчик для выражения своего мнения на предмет соответствия рекламной информации законодательству РФ о рекламе (фотографии прилагаются).

В завершении заседания участники подвели итоги встречи, а также определили цели и задачи на предстоящий период.

По результатам проведенного совместного заседания, члены Экспертного совета

 

 

Решили:

  1. Принять к сведению информацию по вопросам повестки, предоставленную Кунижевой З.З. и Шогеновой М.М.
  2. Рекомендовать Кабардино-Балкарскому Управлению ФАС России рассмотреть вопрос о возбуждении и рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства о рекламе по представленной рекламе бара «CHE».

 

 

Председатель                                                                               З.З. Кунижева                          

 

 

Ответственный секретарь                                                              М.М. Шогенова

 

Дата проведения Совета: 
15 декабря 2023, 15:00