Протокол совместного Заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе и Экспертного совета по финансовым рыкам при Кабардино-Балкарском Управлении ФАС России

Протокол

совместного заседания Экспертного совета по применению                        законодательства о рекламе и Экспертного совета по финансовым рыкам

при Кабардино-Балкарском Управлении ФАС России

 

16.06.2023 г.                                                                                      г. Нальчик

 

Председательствовала:

Кунижева З.З.  – заместитель руководителя Кабардино-Балкарского Управления ФАС России.

 

Присутствовали:

- Эхчиева Ф.М. – заместитель председателя Экспертного совета –– заместитель начальника отдела антимонопольного контроля, рекламы и организации деятельности Управления;

- Каплан Ольга Владимировна – ведущий специалист-эксперт отдела мониторинга и контроля обращения лекарственных средств и изделий медицинского назначения Территориального органа Росздравнадзора по КБР;

- Кауфова Карина Мусовна – начальник юридического отдела ГКУ «КБР – Медиа»;

- Сабанчиева Арина Алиевна – заместитель директора Филиала ФГУП ВГТРК ГТРК «Кабардино-Балкария»;

- Байдаева Динара Зеликовна – директор ООО «Вектор»;

- Кушхова Инесса Султановна – консультант отдела финансовой сферы Министерства экономического развития КБР;

- Семенова Сакима Юрьевна – начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по КБР;

- Чеченов Вячеслав Мухамедович – начальник экономического отдела Отделения Банка России - Национальный Банк по КБР;

- Шипшев Азамат Мухамедович – начальник отдела по работе с корпоративными клиентами Кабардино-Балкарского отделения ПАО «Сбербак» России;

- Машезова Ирина Леонидовна – первый заместитель председателя Правления Банка «Нальчик» ООО;

- Шогенова М.М.  – ответственный секретарь Экспертного совета - ведущий специалист-эксперт Управления.

 

 

Повестка дня совместного заседания:

 

 

1. Об усилении контроля за рекламой финансовых услуг.

 

2. Обсуждение примеров рекламы медицинских услуг, содержащей признаки нарушения законодательства о рекламе.

 

3. Разное.

 

Открыла заседание Экспертного совета З.З. Кунижева.

 

Кунижева З.З. обратилась к членам Экспертых советов с приветственным словом, а также предложила перейти к обсуждению вопросов повестки.

 

1. Об усилении контроля за рекламой финансовых услуг.

 Кунижева З.З. рассказала о необходимости усиления контроля за рекламой финансовых услуг, так как большой процент всех нарушений рекламного законодательства происходит при размещении рекламы финансовых услуг.

Председатель комиссии Кунижева З.З. сообщила, что одним из видов нарушений при размещении финансовых услуг является реклама банкротства физических лиц. Несоблюдение требований Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ  «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) при рекламе банкротства проявляется в том, что рекламодатели указывают в рекламе, что «освободят» от всех долгов и требований кредиторов, не указывая последствий процедуры банкротства для должника, тем самым вводя в заблуждение потребителя рекламы путем формирования у него представления, что можно брать долги и их не отдавать, а также создавай ложное впечатление о том что, процедуру банкротства проводят юристы и сама процедура не влечет для гражданина никаких последствий.

Согласно позиции ФАС России от 23.11.2023 г. № КТ/106046/22, в подобной рекламе, банкротство граждан позиционируется как беспроблемное и безусловное освобождение от любых долгов без каких-либо негативных последствий, в рекламе даются не основанные на законе гарантии списания всех без исключения долгов гражданина и сохранения имущества должника, что в ряде случаев может рассматриваться как введение в заблуждение в связи с отсутствием части существенной информации, что запрещено частью 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Указанным письмом также рекомендуется территориальным органам ФАС России обращать дополнительное внимание на рекламу услуг по сопровождению банкротства и в случае выявления такой рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства, принимать меры, направленные на пресечение такой рекламы, предусмотренные законодательством.

В качестве примера ненадлежащей рекламы услуг по сопровождению банкротства Кунижева З.З привела одно из дел, рассмотренных  отделом антимонопольного контроля, рекламы и организации деятельности Управления, по признакам нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

         Представитель Отделения Банка России - Национального Банка по КБР  высказался об актуальных проблемах при процедуре банкротства физических лиц и о последствиях прохождения процедуры банкротства.

         Представитель Кабардино-Балкарского отделения ПАО «Сбербак» России предложил рассмотреть возможность размещение социальной рекламы в г. Нальчик, содержащей информацию о последствиях процедуры банкротства, в целях предотвращения введения в заблуждение населения недобросовестной рекламой услуг по сопровождению банкротства.  Также, он высказался о том, что то же самое можно печатать на квитанциях услуг ЖКХ.

         Члены Экспертного совета обсудили проблемы рекламы кредитов и то, каким образом они нарушают положения Закона о рекламе. В соответствии с частями 1, 3 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество), а также все условия предоставления кредита при указании хотя бы одного в рекламе. Были также приведены в пример дела по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотренные Управлением, по итогам которых реклама была признана ненадлежащей ввиду нарушения указанных положений Закона о рекламе.

         Также обсудили рекламу в сети Интернет и способы ее контроля.

         В процессе обсуждения данного вопроса членами Экспертного совета также была обсуждена и рассмотрена возможность проведения Управлением совместных контрольных мероприятий (мониторинга наружной рекламы в г. Нальчик) вместе с Прокуратурой г. Нальчик.

 

2. Обсуждение примеров рекламы медицинских услуг, содержащей признаки нарушения законодательства о рекламе.

 

Кунижева З.З. рассказала о том, что статьей 24 Закона о рекламе установлено множество требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины. Реклама медицинских услуг и лекарственных средств обладает спецификой, обусловленной социальной значимостью этих услуг и средств, поэтому она должна соответствовать как общим требованиям, установленным статьей 5 Закона о рекламе, так и специальным требованиям.

Наиболее часто нарушаемым условием рекламы данной категории товаров и услуг является требование о том, что реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

Членам экспертных советов были продемонстрированы фотографии, содержащие рекламу медицинских услуг, для определения наличия в них признаков нарушения Закона о рекламе(материалы прилагаются).

 

 

3. Разное

 

Далее, члены Экспертного совета по применению                        законодательства о рекламе и Экспертного совета по финансовым рыкам обсудили вопросы применения законодательства о рекламе, в том числе рекламе финансовых услуг, проблематику в сфере размещения наружной рекламы, а также варианты более тесного взаимодействия органов контроля, в целях пресечения фактов распространения самовольно установленных рекламных конструкций и иных нарушений действующего рекламного законодательства. 

В завершении заседания участники подвели итоги встречи, а также определили цели и задачи на предстоящий период.

По результатам проведенного совместного заседания, члены  Экспертного совета

Решили:

 

1. Принять к сведению информацию по 1 и 2 вопросам повестки,
предоставленную Кунижевой З.З.

2. Рекомендовать Кабардино-Балкарскому Управлению ФАС России провести совместные контрольные мероприятия (мониторинг наружной рекламы в г. Нальчик) вместе с Прокуратурой г. Нальчик.

 

 

Председатель                                                                               З.З. Кунижева                                                                           

 

 

Ответственный секретарь                                                              М.М. Шогенова

Дата проведения Совета: 
16 июня 2023, 11:00