ПРОТОКОЛ совместного заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе и Экспертного совета по финансовым рыкам при Кабардино-Балкарском Управлении ФАС России
15.12.2022г. г. Нальчик
Председательствовала:
Кумахова А.В. – руководитель Кабардино-Балкарского Управления ФАС России.
Присутствовали:
- Кунижева З.З. – заместитель председателя Экспертного совета –– врио заместителя руководителя Управления – начальник отдела антимонопольного контроля, рекламы и организации деятельности Управления;
- Мирзоева И.М. – директор ООО «Учебно-деловой центр «Кватро»;
- Башиева С.К. – профессор, заведующая кафедрой русского языка и общего языкознания КБГУ им. Х.М. Бербекова;
- Семенова С.Ю. – начальник отдела защиты прав потребителей Роспотребнадзор по КБР;
- Исупов А,А. – заместитель руководителя Департамента экономики Местной администрации г.о. Нальчик;
- Кравцова Ф.Х. – заместитель директора ГБОУ ДПО «Кабардино-Балкарский республиканский центр непрерывного профессионального развития»;
- Кауфова Карина Мусовна – начальник юридического отдела
ГКУ «КБР-Медиа»;
- Байдаева Динара Зеликовна – директор ООО «Вектор»;
- Чеченов В.М. – начальник экономического отдела Отделения Банка России - Национальный Банк по КБР;
- Тхамоков А.А. – заведующий сектором отдела безопасности Отделения Банка России - Национальный Банк по КБР;
- Алоков З.Х. – начальник отдела по работе с клиентами малого и среднего бизнеса Кабардино-Балкарского регионального филиала АО «Российский сельскохозяйственный банк»;
- Сидорук П.Ф. – заместитель председателя Союза «Торгово-промышленная палата Кабардино-Балкарской Республики»;
- Эхчиева Ф.М. – ответственный секретарь Экспертного совета – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля, рекламы и организации деятельности Управления.
Повестка дня совместного заседания:
- Актуальные вопросы деятельности финансовых рынков в 2022 году.
- Изменения в рекламном законодательстве.
- Разное (обсуждение рекламы, содержащей признаки нарушения
законодательства о рекламе).
Открыла заседание Экспертного совета А.В. Кумахова.
А.В. Кумахова обратилась к членам Экспертых советов с приветственным словом и сообщила о реализации предложений, выдвинутых на прошлых заседаниях Экспертных советов. Далее А.В. Кумахова предложила перейти к обсуждению вопросов повестки.
1. Актуальные вопросы деятельности финансовых рынков в 2022 году
Балкаров З.Х. рассказал об ожидаемых результатах развития конкуренции на рынке финансовых услуг: о необходимых мерах для обеспечения равного доступа финансовым организациям, в том числе являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, к государственным программам субсидирования из средств бюджетного льготного финансирования.
18% всех нарушений рекламного законодательства происходит при размещении рекламы финансовых услуг. При этом на протяжении последних трех лет количество обращений и жалоб граждан на недостоверную рекламу банковских услуг не снижается.
ФАС России заявила о намерении усилить контроль за соблюдением рекламного законодательства со стороны кредитных учреждений.
Российские банки, в свою очередь, также попросили Федеральную антимонопольную службу (ФАС) ограничить рекламу банкротства физических лиц, чтобы «донести до граждан негативные последствия от процедуры внесудебного банкротства и избежать пропаганды списания долгов среди населения». Инициатором обращения выступила Ассоциация банков России (АБР).
Реклама услуг по закрытию кредитов физических лиц или услуг банкротства физ. лиц и «списания кредитов раз в пять лет по федеральному закону» по большей части не содержит информации о потенциальных рисках, а потому её можно считать недобросовестной.
Данная реклама (часто встречается соцсетях) не содержит информации о рисках, и подает сведения исключительно в привлекательном для потребителей формате (обещания «полностью избавить от кредитных долгов», либо «списать все долги»).
Согласно Закону о банкротстве, освобождение от долгов и требований кредиторов возможно только после завершения расчетов с кредиторами, в том числе путем принудительной реализации имущества должника.
Таким образом, отсутствие в рекламе информации о последствиях процедуры банкротства в отношении физических лиц может вводить потребителя в заблуждение из-за умалчивания полной информации о такой услуге, условиях ее использования (возможное нарушение ч.7 ст.5 Закона о рекламе). Например, в судебной практике РФ были прецеденты, когда даже сама формулировка «законное списание долгов» была признана нарушением закона о рекламе, так как использование такой формулировки «может создать у потребителя ошибочное ощущение легкости данной процедуры, ошибочное представление о финансовых и временных затратах».
2. Изменения в рекламном законодательстве
Кумахова А.В. рассказала, что состоялось заседание Экспертного совета по применению законодательства о рекламе и защите от недобросовестной конкуренции при ФАС России. Эксперты рекламно-маркетинговой индустрии, представители ассоциаций, члены Экспертного совета представили предложения по нормам Закона о рекламе, требующим актуализации.
В частности, поступили предложения по корректировке отдельных норм, касающихся рекламы финансовых услуг, рекламы стимулирующих мероприятий, алкогольной продукции, лекарственных препаратов, наружной рекламы, дистанционной продажи товаров, требований к радиорекламе.
На Шестом Национальном рекламном форуме заместитель руководителя ФАС России Карина Таукенова отметила, что с момента принятия Закона о рекламе в 2006 году произошли существенные изменения в отрасли. На фоне развития технологий, цифровизации, появления онлайн-торговли некоторые нормы закона устарели или нуждаются в уточнениях и дополнениях с учетом новых вызовов и реалий.
Над предложениями, одобренными ранее уже ведётся работа. Это касается внесения изменений в Закон о рекламе в части уточнения, что информация на сайте компании и в поисковой выдаче не относится к рекламе. А пуш-уведомления предлагается признать рекламой, распространяемой по сетям электросвязи.
Кроме этого, запланировано изменение нормы статьи 21 Закона о рекламе в части порядка размещения предупреждения о вреде потребления алкогольной продукции в радиопрограммах. Это те предложения, которые уже поддержаны отраслью.
Работа по актуализации Закона о рекламе будет полезна для отрасли и общества, а также поспособствует развитию конкуренции и обеспечению защиты прав граждан при распространении рекламы
3. Разное
Членам экспертных советов были продемонстрированы фотографии, содержащие рекламу, для определения наличия в них признаков нарушения Закона о рекламе (материалы прилагается).
Далее, члены Экспертного совета по применению законодательства о рекламе и Экспертного совета по финансовым рыкам обсудили вопросы применения законодательства о рекламе, в том числе рекламе финансовых услуг, проблематику в сфере размещения наружной рекламы, а также варианты более тесного взаимодействия органов контроля, в целях пресечения фактов распространения самовольно установленных рекламных конструкций и иных нарушений действующего рекламного законодательства.
В завершении заседания участники подвели итоги встречи, а также определили цели и задачи на предстоящий период.
По результатам проведенного совместного заседания, члены Экспертного совета
РЕШИЛИ:
1. Принять к сведению информацию по 1 и 2 вопросам повестки,
предоставленную Кумаховой А.В. и Балкаровым З.Х.
2. Рассмотреть вопрос о возбуждении дел по признакам нарушения законодательства о рекламе по фактам, рассмотренным в 3 вопросе повестки дня заседания.
3. Рекомендовать Местной администрации городского округа Нальчик привлекать представителей Управления ФАС России по КБР к проведению проверок соблюдения законности размещения объектов наружной рекламы.
Председатель А.В. Кумахова
Ответственный секретарь Ф.М. Эхчиева