Администрация района неправомерно продала земельные участки, предназначенные для строительства

Сфера деятельности: Контроль органов власти

Кабардино-Балкарским УФАС России рассмотрено дело о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении местной администрации одного из муниципальных районов Кабардино-Балкарской Республики.

В ходе рассмотрении дела установлено, что администрацией организованы и проведены торги по продаже двух земельных участков с видом разрешенного использования «Предпринимательство».

В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, на земельных участках с видом разрешенного использования «Предпринимательство» (код 4.0) разрешается размещение объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности.

Между тем, согласно пункту 2 статьи 39.1 Земельного кодекса РФ продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается (за некоторыми исключениями).

Кроме того, в случае, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка предусматривается строительство зданий и сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется путем проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка (за некоторыми исключениями).

Таким образом, Комиссия Управления пришла к выводу, что приняв решение о проведении аукциона по продаже земельных участков и впоследствии проведя его, администрация лишила возможности воспользоваться законным правом на участие в аукционе и заключить договоры аренды земельных участков неограниченный круг лиц, имеющих финансовую возможность и намеревавшихся принять участие в аукционе только на право заключения договора аренды земельных участков.  Ограничение круга потенциальных участников аукциона обусловлено также начальной ценой предмета аукциона, размер которой при аукционе на продажу объекта в разы выше, чем при его аренде, равно как и размер задатка, вносимого участниками аукциона, а также величины повышения начальной цены предмета аукциона («шага аукциона»).

Действия администрации признаны нарушающими часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, согласно которой при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Решается вопрос о привлечении виновных лиц к административной ответственности.