Бездействие Министерства при организации и проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка признано нарушением закона

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике поступило обращение Прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики о проведении проверки соблюдения положений законодательства при распоряжении земельными участками, предоставленными под строительство автовокзала.

В целях проведения проверки в соответствии со статьями 22, 25, 44 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» у Министерства земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики (далее также – Министерство, Ответчик) были запрошены копии документов, составленных в ходе организации и проведения, в том числе, аукциона по передаче прав на земельный участок общей площадью, расположенный по адресу: КБР, Чегемский район, в границах сельского поселения Шалушка.

Согласно представленным Министерством документам, вошедшим в материалы рассматриваемого дела, а также в результате самостоятельного поиска информации, содержащейся в открытом доступе в сети «Интернет» относительно переданного в аренду земельного участка Комиссией Управления установлено, что извещение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 07:08:2500000:764 опубликовано в газете «Официальная Кабардино-Балкария» от 21.08.2015 № 33 (419). Доказательств размещения извещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (https://torgi.gov.ru), не имеется. Между тем, отсутствие извещения на официальном сайте https://torgi.gov.ru, нарушая требования пункта 19 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ, могло исключить возможность неопределенного круга лиц получить информацию об аукционе и реализовать свое право на участие в нем.

  На основании изложенного, в связи с выявлением признаков нарушения антимонопольного законодательства, в отношении Министерства было возбуждено дело по статье 17 Федерального закона «О защите конкуренции», в результате рассмотрения которого Ответчик признал факт неразмещения на официальном сайте https://torgi.gov.ru извещения о проведении указанного аукциона.

Согласно пункту 1 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 названной статьи.

Порядок организации и проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьями 39.11-39.12 Земельного кодекса РФ. Так, согласно пункту 1 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.

В силу пункта 19 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ  извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт), не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 № 909 «Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» определен адрес сайта www.torgi.gov.ru в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения, в том числе, информации о проведении аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Таким образом, извещение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в силу императивного требования, установленного  пунктом 19 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ, в обязательном порядке должно размещаться на официальном сайте www.torgi.gov.ru.

Кроме того, организатор аукциона также обеспечивает опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона (пункт 20 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ).

В процессе анализа извещения о проведении аукциона Комиссией Управления дополнительно выявлено, что ответчиком в разделе III извещения установлено ограничение участия в аукционе: участниками аукциона могут являться только юридические лица.

При этом согласно пункту 9 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ аукцион является открытым по составу участников, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 10 названной статьи. Участниками аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства, за исключением случая, предусмотренного абзацем вторым названного пункта, могут являться только юридические лица; участниками аукциона, проводимого в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ, могут являться только граждане или в случае предоставления земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности - граждане и крестьянские (фермерские) хозяйства (пункт 10 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ в редакции от 13.07.2015).

Отсюда следует, что законодателем ограничен субъектный состав лиц, которые могут быть участниками аукциона, только в вышеназванных случаях, которые к рассматриваемой ситуации не применимы, поскольку согласно извещению и имеющейся в материалах дела копии кадастровой выписки о земельном участке от 19.06.2015 предметом аукциона явился земельный участок, предназначенный для строительства автовокзала.

В соответствии с пунктом 4 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ прием документов прекращается не ранее чем за пять дней до дня проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Однако, в опубликованном информационном сообщении определено, что дата окончания приема заявок – 17.09.2015, дата проведения аукциона – 25.09.2017, то есть прием документов от заявителей был прекращен за 7 дней (18, 19, 20, 21, 22, 23, 24 сентября) до даты установленной проведения аукциона.

Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции запрещены действия при проведении торгов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

По итогам рассмотренного дела, Комиссия решила признать нарушающими часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» бездействие Министерства земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики при организации и проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: КБР, Чегемский район, в границах сельского поселения Шалушка, выразившееся в неразмещении извещения о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка  на официальном сайте https://torgi.gov.ru, и действия Министерства земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики, выразившиеся в сокращении срока подачи заявок на участие в аукционе, а также нарушающими часть 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» действия Министерства земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики, выразившиеся в установлении ограничения участия в аукционе.