Включение в договор о задатке условия, при котором задаток не возвращается участнику аукциона, в случае несоблюдения им порядка аукциона, нарушает закон

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике (Далее - Управление) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (Далее - Закон о защите конкуренции) поступила жалоба физического лица (Далее - Заявитель) на действия Муниципального казенного учреждения «Управление земельных отношений местной администрации г.о. Нальчик» (Далее - Организатор торгов) при проведении аукциона по продаже права аренды земельного (Далее – Жалоба).

Жалоба в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (Далее - Закон о защите конкуренции) принята к рассмотрению, информация о поступлении жалобы размещена на сайте Управления http://kbr.fas.gov.ru.

Согласно доводам жалобы Организатор торгов нарушил порядок проведения аукциона, а именно пункт 4 части 21 статьи 39.11 и пункт 8 части 21 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ, в части неуказания в извещении порядка внесения задатка: не указано до какой даты и времени должен быть внесен задаток.

Исследовав имеющиеся в материалах дела сведения и документы, а также доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия Управления установила следующее.

Согласно пункту 4 части 21 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства, о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения.

При проверке извещения о проведении аукциона (Далее – Извещение), а также сведений представленных в материалы дела Организатором торгов, Комиссия установила? что в Извещении содержатся сведения о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства, о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение), которые требуются частью 4 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ (Далее – Сведения). Однако, данные Сведения содержались в извещении в формате самораспаковывающегося (самоизвлекающегося) архива – «.rar», поделенный на четыре части и чтобы получить непосредственный доступ к сведениям, потенциальному участнику аукциона необходимо провести ряд действий и обладать определенными навыками использования персонального компьютера для самостоятельного разархивирования файла со Сведениями. Организатор торгов пояснил, что Сведения были переведены в формат самораспаковывающегося (самоизвлекающегося) архива – «.rar» с целью сокращения объема первоначального файла, содержащие Сведения, так как Официальный сайт не позволяет размещение больших по объему файлов. Часть 21 статьи 39.11 Земельного кодекса гласит, что извещение должно содержать сведения, указанные в пункте 4 названной статьи, фактически требуемые земельным законодательством сведения содержаться в извещении.

В части порядка внесения задатка заявителем, об определении времени и даты, в пределах которых должен быть внесен задаток, Комиссия сделала следующие выводы.

Согласно пункту 8 части 21 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о размере задатка, порядке его внесения участниками аукциона и возврата им задатка, банковских реквизитах счета для перечисления задатка. В результате проверки Извещения и материалов дела было установлено, что в Извещении содержится сведения о размере задатка, порядок внесения задатка участниками аукциона и возврата им задатка, банковские реквизиты счета для перечисления задатка. В извещении указано, что для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок: с 26 января 2018 года по 21 февраля 2018 года документы, подтверждающие внесение задатка, на основе этого положения можно сделать вывод, что задаток должен быть внесен в пределах срока подачи заявки для участия в аукционе, в дополнение к этому, в Земельном кодексе РФ нет прямого указания на определение срока для внесения задатка заявителями в извещении.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

В ходе проверки Извещения Комиссия выявила нарушение следующего содержания: Организатор торгов в пункте 3 Заявки на участие в аукционе по продаже земельного участка (на право заключения договора аренды земельного участка), расположенного на территории городского округа Нальчик указал: «Считать данную заявку соглашением заключенным мною с МКУ «Управление земельных отношений» по внесению задатка, который при невыполнении мною условий проведения аукциона или незаключению договора по результатам аукциона не подлежит возврату». Так Земельный кодекс РФ содержит единственное условие невозвращения внесенного задатка. Часть 21 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ гласит, что задаток, внесенный лицом, признанным победителем аукциона, задаток, внесенный иным лицом, с которым договор купли-продажи или договор аренды земельного участка заключается в соответствии с пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ, засчитываются в оплату приобретаемого земельного участка или в счет арендной платы за него. Задатки, внесенные этими лицами, не заключившими в установленном настоящей статьей порядке договора купли-продажи или договора аренды земельного участка вследствие уклонения от заключения указанных договоров, не возвращаются. Таким образом, внесение дополнительного условия, при котором задаток не возвращается участнику противоречит земельному законодательству.

Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по КБР по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров решила признать жалобу необоснованной.

Вместе с тем, в действиях Муниципального казенного учреждения «Управление земельных отношений Местной администрации г.о. Нальчик», выразившихся во включение в договор о задатке условия, при котором задаток не возвращается участнику аукциона, в случае несоблюдения им порядка аукциона, установлено нарушение части 21 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ. Предписание не выдано, в связи с наличием заключенного договора.