Выявлены нарушения в проекте договора аренды земельного участка

В Управление Федеральной антимонопольной  службы по Кабардино-Балкарской Республике (далее – Управление) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) поступила жалоба юридического лица (далее – Заявитель) на действия Местной администрации Урванского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (далее – Организатор торгов) при проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

Жалоба в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» была принята к рассмотрению.

Согласно доводам Жалобы земельный участок, выставленный на аукцион, имеет обременение в виде многолетних насаждений, принадлежащих Заявителю. Также Заявитель ссылается на часть 5 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ, в которой указано, что не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.

Исследовав имеющиеся в материалах дела сведения и документы, а также доводы лиц, участвующих в рассмотрение жалобы, Комиссия Управления установила следующее.

 В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных названным пунктом.

На основании постановления Местной администрации Урванского муниципального района КБР от 27.12.2017 года «О проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности» Организатором торгов был объявлен аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка на официальном сайте РФ для размещения информации о проведении торгов http://torgi.gov.ru. Извещение о проведении аукциона размещено на официальном сайте Организатора торгов http://adm-kbr.ru.

Из представленных для рассмотрения копий страниц журнала регистрации заявок, и поданных заявок следует, что всего на аукцион поступила одна заявка, в связи с чем, аукцион был признан несостоявшимся, и договор аренды был заключен с единственным участником аукциона согласно части 20 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ.

Проверяя доводы жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам:

Заявитель в подтверждение своих  доводов о наличии определенных прав на земельный участок, являющийся предметом аукциона, предоставил Комиссии ряд документов. По мнению Заявителя, данные документы являются доказательствами наличия вещных прав на земельный участок. Однако Заявитель не представил документов о государственной регистрации прав, либо иных документов, подтверждающих права пользования земельным участком, являющийся предметом аукциона. Комиссией был сделан вывод, что предоставленные  Заявителем документы не могут являться доказательством наличия прав у Заявителя на земельный участок, являющийся предметом.   

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, в рамках рассмотрения жалобы, Комиссия выявила нарушение в проекте договора аренды земельного, приложенном к извещению о проведении аукциона. Так в пункте 2.2 Договора аренды указано: «Арендатор» не вправе передавать права и обязанности по настоящему Договору третьему лицу, права аренды в залог, внесения его в качестве вклада в уставный капитал, либо паевого взноса без письменного согласия «Арендодателя», что является нарушением части 9 статьи 22 Земельного кодекса РФ, согласно которой при аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право, в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, в том числе передать арендованный земельный участок в субаренду, отдать арендные права земельного участка в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив без согласия арендодателя, при условии его уведомления.

Руководствуясь статьями 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления признала жалобу необоснованной и приняла решение выдать Местной администрации Урванского муниципального района КБР предписание об устранении выявленного нарушения.