Заказчиком установлены чрезмерные требования к продуктам питания, необходимым к поставке

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба ООО «Элисон»  на действия заказчика - ГБУЗ "Республиканская детская клиническая больница"  при проведении закупки способом электронного аукциона №0304200003917000041 «Поставка продуктов питания».

Согласно жалобе, заказчиком при формировании документации об аукционе, допущены нарушения Закона о контрактной системе, а именно установлены требования к характеристикам товара, противоречащие ГОСТам на эти товары.

Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

Представитель заказчик пояснил, что все требования к характеристикам товаров установлены в соответствии с ГОСТами и не противоречат им.

Рассмотрев доводы заявителя, указанные в жалобе, представителя заказчика, изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам:

На официальном сайте единой информационной системе в сфере закупок 28.11.2017 года было размещено извещение о проведении закупки №0304200003917000041 «Поставка продуктов питания» с начальной (максимальной) ценой контракта - 791 499,69 рублей.

В извещении о закупке указаны, все сведения в соответствии с требованием Закона о контрактной системе.

Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

Следовательно, заказчиком формируются извещение о проведении электронного аукциона, документация об аукционе и техническое задание исходя из потребностей заказчика с указанием параметров товаров соответствующих государственным, национальным, межгосударственным стандартам.

Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

В силу части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

 В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

При составлении описания объекта закупки заказчик, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами. Если заказчик при составлении описания объекта закупки не использует установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В техническом задании документации об аукционе установлено:  

1) по позиции «Крупа манная»: «…Влажность не более 15,5 %.  Марка МТ или М… Для длительного хранения. Товар должен соответствовать требованиям ГОСТ 7022-97». Согласно ГОСТ 7022-97, для крупы манной для длительного хранения установлено требование к влажности установлено не более 14,5%. Таким образом, установленное требование к влажности не более 15,5% противоречит ГОСТу 7022-97 и может привести к введению участников закупки в заблуждение, которые, к примеру, указав в заявке на участие в аукционе, что влажность будет 15%, будут соответствовать требованиям, установленным в техническом задании, но не будут соответствовать требованиям ГОСТа и, следовательно, заявка будет отклонена от участия в закупке;

 2) по позиции «Лук репчатый»: «…Первого класса … допускаются луковицы раздвоенные, находящиеся под общими наружными сухими чешуями. Товар должен соответствовать требованиям ГОСТ Р 51783-2001». Согласно ГОСТ 51783-2001, для лука репчатого первого класса не допускается наличие раздвоенных, находящихся под общими наружными сухими чешуями луковиц;

3) по позиции «Рыба»: «…Глубокое обезвоживание, %, менее 11,3. Товар должен соответствовать требованиям ГОСТ 32366-201». Согласно ГОСТ 32366-2013, для рыбы  любого сорта глубокое обезвоживание установлено не более 10%. Таким образом, установленное требование к глубокому обезвоживанию менее 11,3% противоречит ГОСТу 32366-2013 и может привести к введению участников закупки в заблуждение, которые , к примеру, указав в заявке на участие в аукционе, что глубокое обезвоживание будет 11,2%, будут соответствовать требованиям, установленным в техническом задании, но не будут соответствовать требованиям ГОСТа и, следовательно, заявка будет отклонена от участия в закупке;

4) по позиции «Масло растительное»: «…Цветное число, мг йода, не более 10. Кислотное число, мг КОН/г, менее 0,50. Перекисное число, моль активного кислорода/кг, не более 10,0. Анизидивное число не нормируется либо менее 3,8…», что предусматривает описание участниками закупки в составе своих заявок на участие в аукционе помимо конкретных показателей масла, также и  конкретные показатели, полученные в результате лабораторных исследований продукта. Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки на момент подачи заявки иметь в наличии товар, для представления подробных сведений о результатах исследований, применяемых при изготовлении такого товара;

5) по позиции «Сметана»: «…Кислотность от 60 до 100 включительно…» не указана единица измерения кислотности, а также не указан ГОСТ или же какой-либо технический регламент, которому должен соответствовать данный продукт, а также в документации о закупке не содержится обоснование необходимости использования других показателей, отличных от установленных  в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, заказчиком при составлении и утверждении документации об аукционе на поставку продуктов питания нарушены правила описания объекта закупки. 

Жалоба ООО "Элисон" признана обоснованной.  Рассматривается вопрос о возбуждении административного производства.