Аукционная комиссия действовала правомерно при отклонении заявки на участие в аукционе за предоставление недостоверных сведений

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба Лукьяева Р.А. на действия единой комиссии уполномоченного органа при проведении аукциона.

Согласно жалобе заявителя, заявка с порядковым номером  1 признана не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в виду установления недостоверной информации, предоставленной в соответствии с ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе, в частности, физическое лицо Лукьяев Р.А. не является индивидуальным предпринимателем или не представил документы, подтверждающие указанные требования, в связи с чем, Лукьяев Р.А. не может являться субъектом малого предпринимательства. Заявитель считает признание заявки с порядковым номером 1 не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, неправомерным в виду того, что принимал участие в аукционе с целью продажи собственной квартиры, следовательно, предполагалась разовая сделка, а не предпринимательская деятельность, подразумевающая систематическое получение прибыли. Предлагаемое к поставке жилье отвечает всем требованиям заказчика, а в части размера жилой площади значительно превышает необходимый минимум. В жалобе Лукьяев Р.А. также обращает внимание на то, что установленные заказчиком дополнительные требования противоречат принципам Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, заявитель просит приостановить процедуру определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до рассмотрения жалобы по существу; провести внеплановую проверку в отношении заказчика; признать жалобу Лукьяева Р.А. обоснованной; выдать единой комиссии уполномоченного органа обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем отмены протокола подведения итогов.

На рассмотрение жалобы, состоявшемся 04 декабря 2017 года, представитель уполномоченного органа представил письменные пояснения для приобщения к материалам дела, согласно которым единая комиссия уполномоченного органа признала заявку с порядковым номером 1 не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в силу установления недостоверной информации, предоставленной в соответствии с ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе. В соответствии с п.7 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки Лукьяева Рустама Ахматовича на участие в электронном аукционе содержала декларацию о принадлежности к субъектам малого предпринимательства, так как данное требование было установлено заказчиком в соответствии с ч.3 ст.30 Закона о контрактной системе. Согласно ч.2 ст.69 Закона о контрактной системе единой комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

В соответствии с ч.1 ст. 23 Гражданского кодека Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Субъектами малого предпринимательства в соответствии с действующим законодательством являются внесенные в единый государственный реестр юридических лиц, потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие условиям, установленным Федеральным законом от 24     июля 2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Подтверждением регистрации индивидуального предпринимателя является выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, выданная в установленной форме. Однако в информации об участнике закупке, поданных при аккредитации, нет сведений и документов, подтверждающих, что Лукьяев Рустам Ахматович является индивидуальным предпринимателем. Кроме того, открытый ресурс «Сведения о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств» функционала ФНС (nalog.ru) не подтвердил регистрацию Лукьяева Рустама Ахматовича как индивидуального предпринимателя. В соответствии с ч.6.1 ст.66 Закона о контрактной системе в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с ч.3 и 5 ст.66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения. На основании вышеизложенного, представитель уполномоченного органа просит признать жалобу Лукьяева Р.А. необоснованной. Представитель заказчика согласился с доводами, указанными в письменных пояснениях уполномоченного органа. Представителем Лукьяева Р.А., действующим по доверенности, поддержаны доводы, изложенные в жалобе, в полном объеме.

Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе Лукьяева Р.А., письменные пояснения заказчика, проанализировав пояснения представителя заказчика и уполномоченного органа, представителя заявителя, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам:

26.10.2017г. 12:52ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru уполномоченным органом опубликован электронный аукцион №0104200002117000391 «Приобретение жилого помещения на территории муниципальных образований Кабардино-Балкарской Республики для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (Эльбрусский муниципальный район)» (извещение о проведении электронного аукциона — 26.10.2017г. 12:52ч.) для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации об аукционе. Начальная (максимальная) цена государственного контракта — 682 395, 00 рублей.

В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок — 26.10.2017 12:52ч.; Дата и время окончания подачи заявок — 20.11.2017 09:00ч.; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников — 21.11.2017г.; Дата проведения аукциона в электронной форме — 24.11.2017г. в 10:10ч.

На участие в аукционе были поданы 2 заявки, в результате рассмотрения первых частей заявка с порядковым номером 2 отклонена о участия в аукционе, заявка с порядковым номером 1 признана соответствующей требованиям документации об аукционе и положениям Закона о контрактной системе в соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 21 ноября 2017 года. В силу ч.8 ст.67 Закона о контрактной системе электронный аукцион признан несостоявшимся. Согласно протоколу рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона от 22 ноября 2017 года заявка с порядковым номером 1 признана не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в виду установления недостоверной информации, предоставленной в соответствии с ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе.

На основании ч.1 ст.27 Закона о контрактной системе участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.

В случае, если заказчиком принято решение об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), информация о таком ограничении с обоснованием его причин должна быть указана в извещении об осуществлении закупки (ч.2 ст.27 Закона о контрактной системе).

Согласно ч.3 ст.30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в ч.1 ст.30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

Объект закупки «Приобретение жилого помещения на территории муниципальных образований Кабардино-Балкарской Республики для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (Эльбрусский муниципальный район)» уполномоченным органом был объявлен для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации об аукционе.

В составе второй части заявки физическим лицом Лукьяевым Р.А. подана декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства для соблюдения ограничения, предусмотренного ч.3 ст.30 Закона о контрактной системе. Вместе с тем, в составе второй части заявки на участие в аукционе Лукьяевым Р.А. не были представлены документы и сведения, подтверждающие статус субъекта малого предпринимательства, в частности, не представлена выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, выданная в установленной форме.

В силу ч.1 ст.23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии с п.1 ст.3 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся  хозяйствующие субъекты как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

На основании п.1 ч6. ст.69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В связи с тем, что Лукьяевым Р.А как физическое лицо подана заявка на участие в аукционе, где в составе второй части заявки представлена декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства, но вместе с тем, не были представлены документы и сведения, подтверждающие статус субъекта малого предпринимательства, в частности, не представлена выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, выданная в установленной форме, то единой комиссией уполномоченного органа правомерно принято решение о признании заявки с порядковым номером 1 не соответствующей  требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в силу наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. С учетом предусмотренного в извещении о проведении аукциона и документации о таком аукционе ограничения, предусмотренного ч.3 ст.30 Закона о контрактной системе, физическое лицо не может быть участником закупки в виду того, что объект закупки был объявлен для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Более того, в открытом ресурсе «Сведения о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств» функционала ФНС (nalog.ru) отсутствуют сведения о регистрации Лукьяева Р.А. как индивидуального предпринимателя.

В соответствии с ч.6.1 ст.66 Закона о контрактной системе в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с ч.3 и 5 ст.66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения

Жалоба Лукьяева Р.А. признана необоснованной.