Заказчиком при осуществлении закупки, нарушены нормы законодательства о контрактной системе

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба ООО «Марлин Медикал» на действия заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Перинатальный центр» Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики при проведении электронного аукциона «Поставка изделий медицинского назначения».

Из жалобы следует, что права и законные интересы заявителя нарушены действиями заказчика, выразившимися во введении участников закупки в заблуждение. Так, в извещении о проведении электронного аукциона заказчиком установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 №102. Однако ни один из указанных заказчиком кодов ОКПД 2 не включен в перечень, утвержденный Постановлением №102. Заявитель отмечает, что по позициям 11, 12 технического задания «наборы гинекологические» заказчик указывает код ОКПД 2 - 21.20.23.199, тогда как перечень, утвержденный Постановлением №102 содержит наименование вида медицинских изделий «зеркала гинекологические полимерные по Куско; наборы гинекологические смотровые одноразовые стерильные» с кодом ОКПД 2 – 32.50.13.190.

Заявитель просит проверить правомерность действий заказчика, выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

Заказчик с доводами, указанными в жалобе, не согласился, представил письменные возражения, согласно которым документация об аукционе соответствует требованиям законодательства о контрактной системе. Код ОКПД 2 - 21.20.23.199 к позициям 11, 12 «наборы гинекологические» применен правомерно, так, как класс 21 читается как «Средства лекарственные и материалы, применяемые в медицинских целях». Наборы являются диагностическими (в составе набора имеется цитощетка, которая предназначена для взятия мазков биоматериала), а не смотровыми, предполагающими просто визуальный осмотр.

Рассмотрев доводы заявителя, письменные возражения заказчика, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, Комиссия пришла к следующим выводам:

В единой информационной системе в сфере закупок 07 ноября 2017 года было размещено извещение №0304200004517000116 о проведении электронного аукциона «Поставка изделий медицинского назначения» с начальной (максимальной) ценой контракта - 1 894 524,95 рублей.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата и время окончания подачи заявок - 15.11.2017 09:00; дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 17.11.2017; дата проведения аукциона в электронной форме - 20.11.2017.

 Согласно протоколу рассмотрения заявок от 17.11.2017г., на участие в аукционе было подано 3 заявки, к участию в аукционе допущен 1 участник закупки, на основании части 8 статьи 67 Закона о контрактной системе аукцион признан несостоявшимся.

  1. В силу части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

 Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе,  документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении электронного аукциона.

  В соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе определено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 №102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» утвержден перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В извещении о проведении электронного аукциона (пункт 13 извещения) указано, что условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами: применяются в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015г. №102.

Между тем, ни один из указанных заказчиком кодов ОКПД 2 не включен в перечень, утвержденный Постановлением №102.

2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.

Согласно пунктам 3, 4 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе,

3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;

4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.

 Документация об аукционе содержит указание, что в составе документов второй части заявки участник аукциона предоставляет копии документов:

 - решения об одобрении или о совершении  крупной сделки;

 - регистрационных удостоверений на предлагаемый к поставке товар.

 3. Согласно документации об аукционе, для нужд заказчика необходимо поставить медицинские изделия, перечень которых состоит из 12 позиций.

По позициям 11 и 12 «Набор гинекологический» заказчик в извещении о проведении электронного аукциона установил код ОКПД 2 - 21.20.23.199 «Средства нелечебные прочие».

 Между тем, зеркала гинекологические полимерные по Куско; наборы гинекологические смотровые одноразовые стерильные определены Постановлением №102 под кодом ОКПД 2 – 32.50.13.190 «Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки».

 Довод заказчика, что наборы гинекологические требуемые по позициям 11 и 12 являются диагностическими, а не смотровыми ввиду наличия в составе наборов цитощетки, которая предназначена для взятия биоматериала, в связи с чем, наборы гинекологические относятся к коду ОКПД 2 - 21.20.23.199, признается Комиссией несостоятельным. В государственном реестре медицинских изделий зарегистрирован ряд наборов гинекологических смотровых одноразовых стерильных, в состав которых входит зеркало гинекологическое полимерное по Куско, а также цитощетка. Наборы гинекологические диагностические в государственном реестре медицинских изделий не зарегистрированы.

 Следовательно, медицинские изделия по позициям 11 и 12 «наборы гинекологические» включены в перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых Постановлением №102 устанавливаются ограничения допуска.

Согласно пункту 2(2) указанного Постановления, для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень и не включенные в него.

Таким образом, предметом контракта являются медицинские изделия, включенные в перечень  отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств и не включенные в него, что нарушает положения Закона о контрактной системе.

 4. В результате проведения внеплановой проверки, проведенной на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, установлено следующее.

 В соответствии с частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

В силу части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.

В извещении о проведении электронного аукциона заказчиком установлены ограничения в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

Между тем, в проекте контракта установлено, что оплата по контракту осуществляется по безналичному расчету платежными поручениями путем перечисления заказчиком денежных средств на расчетный счет поставщика в течение 30 календарных дней с даты подписания заказчиком документов о приемке товара.

В документации об аукционе установлено, что первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в Разделе II  «ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ» настоящей документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), наименование места происхождения предлагаемого для поставки товара.

Между тем, в силу пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 1 части 3, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Жалгоба заявителя признана обоснованной, заказчику выдано предписание об анулировании закупки.