Заказчик установил незаконные требования к участникам закупки

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба ООО «СО «Госзакупки» на действия заказчика -Муниципального унитарного предприятия «Каббалккоммунэнерго» при проведении электронного аукциона «Поставка запчастей для автотранспортной техники».

Из жалобы следует, заказчиком при проведении электронного аукциона №0504600000717000012 «Поставка запчастей для автотранспортной техники» допущены нарушения Закона о контрактной системе.

Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

Рассмотрев доводы заявителя, изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам:

В информационной карте документации об электронном аукционе (пункт 30 Условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами) заказчиком установлено требование, что участники закупки не должны находится под юрисдикцией Турецкой Республики, а также не должны контролироваться гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики в соответствии с Постановлением Правительства РФ №1457 от 29.12.2015г.

Постановлением Правительства РФ №1457 от 29.12.2015г. утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016г. В утвержденный перечень Постановлением Правительства РФ №1457 от 29.12.2015г. входит:

1. Строительство зданий, строительство инженерных сооружений и работы строительные специализированные, коды ОКВЭД 41-43 ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2);

2. Деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования; технических испытаний, исследований и анализа, код ОКВЭД 71 ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2);

3. Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма, код ОКВЭД 79 ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2);

4. Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания, код ОКВЭД 55.1 ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2);

5. Выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

6. Обработка древесины.

Предметом государственного контракта является «Поставка запчастей для автотранспортной техники», следовательно, нормы Постановления Правительства РФ №1457 от 29.12.2015г. не распространяются на электронный аукцион «№0504600000717000012 « Поставка запчастей для автотранспортной техники» и расценивается как дополнительное требование к участникам закупки, не предусмотренное законодательством о контрактной системе.

В силу части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

В соответствии с п. 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе.

В нарушение пункта 11части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в пункте 26 информационной карты документации об электронном аукционе не установлены даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе.

Пунктом 5 часть 5 статьи 63 Закона о контрактной системе предусмотрено что в извещении о проведении электронного аукциона указывается информация о преимуществе, предоставляемом заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 Закона о контрактной системе.

В извещении и документации об электронном аукционе установлено о предоставлении преимущества, учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 N 649 (ред. от 04.02.2016) «О порядке предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимуществ в отношении предлагаемой ими цены контракта»  и Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 341 (ред. от 28.07.2016) «О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта» (вместе с «Правилами предоставления преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта»)

Согласно коду общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) предметом закупки являются запасные части,  для автотранспортной техники с кодом по ОКПД2 29.32.30.390 что не подпадает под предоставление преимущества учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов.

Согласно части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.

Согласно п. 2.4 проекта контракта оплата товара осуществляется по факту поставки на основании счета-фактуры, товарно-транспортных накладных, в течение 30 дней с момента подписания Заказчиком документов о приемке. но не позже срока окончания контракта, при условии выполнения Поставщиком своих обязательств по данному контракту.

В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе   в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В нарушение части 5 статьи 34 Закона о контрактной системы в пункте 7.4 части 7 проекта государственного контракта установлен размер штрафа  - 2% от цены государственного контракта, тогда как в соответствии с пунктом «а» части 5 постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 №1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (далее — ПП от 25.11.2013 №1063) за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде – 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей.

В соответствии с пунктом 7.7 части 7 проекта государственного контракта предусмотрен размер штрафа - 5% цены государственного контракта. Однако, на основании пункта «а» части 4 ПП от 25.11.2013 №1063 за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде  - 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей. Следовательно, при формировании и утверждении документации об аукционе допущены нарушения Закона о контрактной системе.

В силу части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Комиссия решила: признать жалобу ООО «Специализированная организация «ГОСЗАКУПКИ» обоснованной; признать в действиях заказчика, части 3 статьи 7, части 8 статьи 30, пунктов 7, 7.1 части 1 статьи 31, части 6 статьи 31, частей 5, 7, 8 статьи 34, пункт 5, 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе; выдать заказчику оператору электронной торговой площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.