в действиях заказчика выявлено нарушение в части сокращения срока подачи заявок

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

 

В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила информация от Федеральной антимонопольной службы России о наличии признаках нарушениях законодательства Российской Федерации о контрактной системе в действиях заказчика – ГБУЗ «Городская клиническая больница» при проведении закупки способом электронного аукциона №0304300013416000128 «Услуги по вывозу и утилизации медицинских отходов».

На основании пункта 2 части 15 статьи 99, части 26 статьи 99 Закона о контрактной системе для детального анализа электронного аукциона №0304300013416000128 «Услуги по вывозу и утилизации медицинских отходов» в адрес заказчика было направлено уведомление и приказ о проведении внеплановой проверки.

Рассмотрев доводы, изложенные в информации о нарушении положений Закона о контрактной системе, изучив материалы дела, выслушав представителя заказчика, Инспекцией установлено, что электронный аукцион №0304300013416000128 «Услуги по вывозу и утилизации медицинских отходов» (извещение о проведении электронного аукциона — 30.12.2016г. 13:52ч.) был опубликован заказчиком для неограниченного круга лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации об аукционе. Начальная (максимальная) цена муниципального контракта — 320 000.00    рублей.

В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок — 30.12.2016г. 13:52ч.; Дата и время окончания подачи заявок — 09.01.2017г. 09:00ч.; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников — 10.01.2017г.; Дата проведения аукциона в электронной форме — 13.01.2017ч.

На участие в электронном аукционе была подана единственная заявка, в результате рассмотрения единственной заявки заказчиком принято решение о соответствии последней требованиям Закона о контрактной системе, которое было оформлено протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе от 10.01.2017г. В силу части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе аукцион признан несостоявшимся.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

На основании части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Инспекцией установлено, что извещение о проведении электронного аукциона опубликовано 30 декабря 2016 года в 13 часов 52 минут, предельный срок подачи заявок на участие в аукционе – 09.01.2017 года в 09 часов 00 минут.

В силу статьи 112 Трудового кодекса Российской Федерации нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 января – новогодние каникулы и 7 января – Рождество Христово.

Таким образом, заказчиком, при размещении извещения о проведении электронного аукциона, установлен срок подачи заявок в нерабочие дни.

В силу статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (статья 193 ГК РФ). Если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Однако, если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции (статья 194 ГК РФ).

Частью 2 статьи 63 Закона о контрактной системе не установлено, что названные дни должны быть рабочими, и не определено порядка исчисления семидневного срока, однако оценка соблюдения этого срока должна производиться исходя из цели его установления, направленной, в том числе на защиту конкуренции, и с учетом того, что данный срок является гарантией участия в аукционе всех желающих, обеспечиваемой заказчиком в качестве публичной обязанности в соответствии с законодательством. Потенциальным участникам аукциона из семи дней, установленных частью 2 статьи 63 Закона о контрактной системе, определенных законодателем как минимальный срок для подачи заявки, фактически не было предоставлено времени с момента осуществления закупки, поскольку 30.12.2016 года является сокращенным рабочим днем. Между тем, срок подачи заявок на участие электронном аукционе приходился на праздничные выходные дни и нерабочее время. При таких обстоятельствах заказчик заведомо исключил из числа участников аукциона всех потенциальных поставщиков у которых отсутствовали на счёте оператора электронной площадки необходимые и достаточные денежные средства для оплаты обязательных платежей, обеспечивающих участие в аукционе, а также хозяйствующих субъектов, которые не аккредитованы на электронной площадке, поскольку процедура аккредитации осуществляется в течение пяти рабочих дней (часть 4 статьи 61 Закона о контрактной системе). Установление заведомо неисполнимых для неопределенного круга лиц условий в отношении аукциона, проводимого в электронной форме, на право заключения контракта по оказанию услуги по вывозу и утилизации медицинских отходов в виде определения срока подачи документов исключительно в выходные дни, свидетельствует о нарушении заказчиком положений Закона о контрактной системе, принятого для достижения общественно полезных целей, в том числе для обеспечения гласности и прозрачности осуществления закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере осуществления закупки.С учетом данных обстоятельств Инспекция приходит к выводу о том, что установленный заказчиком срок на подачу заявок, фактически выпадающий на нерабочее время, является недостаточным и недопустимым исходя из требований Закона о контрактной системе. Отсутствие в законе определенных и четко выраженных критериев оценки достаточности срока не освобождает правоприменителей, в том числе Государственных бюджетных учреждений здравоохранения «Городская клиническая больница №1», от такой оценки, если это необходимо для квалификации правоотношений. Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.04.2013 №2823/11. В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.