Жалоба признана обоснованной в части установления заказчиком требования к описанию показателей товара, получаемые при проведении лабораторных испытаний, а также при изготовлении материала (товара)

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

    В Управление Федеральной антимонопольной службы по КБР поступила жалоба ООО «Энтос Плюс» на действия заказчика Управления дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее - Заказчик) при проведении аукциона №0104200000516000027 «Выполнение работ по нормативному содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения и искусственных сооружений на них по городскому округу Нальчик и Чегемскому муниципальному району для нужд Кабардино-Балкарской Республики».

Согласно жалобе заявителя, документация об аукционе утверждена с нарушением требований Закона о контрактной системе, в частности, в проекте государственного контракта неправомерно установлено требование, что срок действия банковской гарантии, предоставление которой выбирается участником закупки в качестве обеспечения исполнения контракта, должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц, если иные положения документации об аукционе не дают возможности установить конкретный минимальный срок банковской гарантии, а также в требовании к товарам, используемым при выполнении работ, помимо функциональных, технических, качественных характеристик объекта закупки, содержатся показатели характеристик объекта закупки, которые можно узнать при испытании определенной партии товара после его производства, вместе с тем, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар на момент подачи заявки. Соответствующие требования заказчика, установленные в требовании к товарам, используемым при выполнении работ, по позициям «Щебень», «ПГМ», «Бетон», «Портландцемент», «Битум», по мнению заявителя, содержат признаки ограничения конкуренции.

Заявитель просит провести внеплановую проверку по данной закупке и обязать заказчика устранить нарушения законодательства о контрактной системе.

На рассмотрение жалобы, состоявшемся 12 декабря 2016 года, представители заказчика пояснили, что документация об аукционе была разработана в строгом соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Также поясняется, что требование о порядке предоставления обеспечения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки, в информационной карте в разделе «Размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления такого обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта» документации об аукционе, кроме того, представители заказчика обращают внимание на то, что в пункте 11.1 проекта государственного контракта указано, что настоящий контракт вступает в силу с момента его заключения и действует до 30 апреля 2017 года. Таким образом, при выборе способа обеспечения контракта в виде предоставления банковской гарантии участнику закупки представляется возможность самостоятельно выбрать срок действия банковской гарантии с учетом срока действия государственного контракта, что соответствует требованиям части 8 статьи 42, пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

 Кроме того, представители заказчика пояснили, что при определении характеристик товаров, используемых при выполнении работ, заказчиком были указаны показатели, необходимые для обеспечения качества выполняемых работ по нормативному содержанию автодорог в зимний период, в частности, позиция «Щебень» используется для ликвидации ям и выбоин методом полупропитки, указание в документации об аукционе только фракционного состава не обеспечит поставку товара, удовлетворяющего потребностям заказчика для проведения данного вида работ; по позиции «ПГМ» зерновой состав ПСС устанавливается заказчиком в целях исключения использования подрядчиком ПСС крупной фракции для предотвращения выброса крупной фракции из-под колес движущихся транспортных средств, который может привести к повреждению следом двигающегося транспорта, а установленные нормы на содержание химических ПГМ, в частности, соли, связано с обеспечением таяния снежного покрова (предупреждения гололеда); по позиции «Бетон» показатель проектной марки бетона задан для обеспечения устойчивости устанавливаемых дорожных знаков, показатель «плотность» указывает на пористость бетона, которая сопряжена с водонепроницаемостью, что обеспечивает, в свою очередь, морозостойкость бетона (особенно в зимний период). Характеристики щебня, являющегося основным компонентом бетона, установлены для обеспечения прочности бетона, а показатели «раствороотделение» и «водоотделение» для обеспечения уплотнения бетонной смеси; по позиции «Портландцемент» установлены характеристики, влияющие на активность цемента при проведении бетонных работ, что сопряжено с погодными условиями в зимний период; по позиции «Битум» указано 2 марки, которые можно применять при выполнении данного вида работ, то есть заказчиком указаны те характеристики товара, которые необходимы для заделки выбоин и ям. Например, температура самовоспламенения битума указана для предотвращения воспламенения битума при проведении работ; установление значений температуры хрупкости и растяжимости при 0° вызвано необходимостью проведения работ в зимний период. В требованиях к товару «Битум» указаны лишь те требования к характеристикам товара, которые наиболее полно соответствуют потребностям заказчика и установлены требованиям                  ГОСТ33133-2014. При этом, излишних характеристик, не соответствующих данному ГОСТу, в «Требованиях к товару» по битуму не установлено.

Указание таких характеристик по товарам, по мнению представителей заказчика, является для потенциальных подрядчиков возможностью просчитать и оценить свои предполагаемые затраты на приобретение товаров, характеристики которых достаточно подробно детализированы заказчиком.

В требовании к материалам, используемым при выполнении работ, документации об аукционе по позициям «Щебень», «Битум», «Бетон» предусмотрены: «Потеря массы при испытании, % не более 25»; «Температура вспышки не ниже +230°С»; «Осадка конуса 1см — 15см.».

Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России, исследовав документацию об аукционе, приходит к выводу, что документация об аукционе, а именно, позиции «Щебень», «Битум», «Бетон» требования к  материалам, используемым при выполнении работ, документации об аукционе содержат помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, требования к описанию показателей товара, получаемые при проведении лабораторных испытаний, а также при изготовлении материала (товара). Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.

При установлении в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учитывать, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Показатели, предусмотренные в требовании к материалам, используемым при выполнении работ, документации об аукционе по позициям «Щебень», «Битум», «Бетон» становятся известными в процессе изготовления товара (материала).

Но вместе с тем, Комиссией установлено, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты аукциона, так как по вышеуказанным позициям требования к материалам, используемым при выполнении работ, никто не был отклонен, кроме того, все поданные заявки были допущены на участие в аукционе, что подтверждается протоколом рассмотрения первых частей заявок, обеспечив тем самым соблюдение основополагающего принципа Закона о контрактной системе, принципа обеспечения конкуренции, закрепленного в статье 8 Закона о контрактной системе.

Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

    Жалоба ООО «Энтос Плюс» признана обоснованной в части. В действиях заказчика выявлены нарушения  части 3 статьи 7, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.