Последняя онлайн-конференция завершилась

Вопрос: Регулирует ли цену на бензин государство?

Ответ: Государственное регулирование цен на нефтепродукты, включая бензин, действующими законами Российской Федерации не предусмотрено. Цены в этой сфере формируются на основе рыночного механизма конкуренции.

Вопрос: Может ли гарантирующий поставщик по своей инициативе односторонним образом расторгнуть договор энергоснабжения в связи с потерей права собственности на энергопринимающие устройства?

Ответ: Порядок заключения и расторжения договоров энергоснабжения определен Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения).
Потребитель, имеющий намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения предоставляет гарантирующему поставщику заявление о заключении соответствующего договора и документы, предусмотренные пунктом 34 Основных положений.

Пунктом 32 Основных положений предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа от заключения договора энергоснабжения. В случае, если заявителем представлены все обязательные сведения для заключения договора энергоснабжения, предусмотренные пунктом 34 Основных положений, а также отсутствуют основания для отказа от заключения договора, гарантирующий поставщик не вправе отказаться от заключения договора энергоснабжения.

Пунктом 53 Основных положений предусмотрены основания для одностороннего отказа гарантирующего поставщика от исполнения договора энергоснабжения, при этом смена собственника энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор энергоснабжения не является основанием для одностороннего расторжения договора энергоснабжения со стороны гарантирующего поставщика.

Однако необходимо отметить, что согласно пункту 28 Основных положений в отношении одного энергопринимающего устройства может быть заключен только один договор энергоснабжения.

По нашему мнению, при выполнении одновременно следующих условий:
1) потребитель, с которым у гарантирующего поставщика заключен договор энергоснабжения, утратил право собственности на энергопринимающие устройства, электроснабжение которых обеспечивалось в рамках данного договора, при этом отказ исполнения от договора энергоснабжения потребителем не направлен.

2) в отношении данного энергопринимающего устройства новым собственником направлено предложение о заключении договора энергоснабжения, гарантирующий поставщик обязан направить новому собственнику подписанный со своей стороны проект договора энергоснабжения, а также расторгнуть договор энергоснабжения с предыдущим владельцем энергопринимающих устройств с даты вступления в силу договора энергоснабжения, заключенного с новым собственником.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии. Таким образом, в случае расторжения договора энергоснабжения предыдущий собственник энергопринимающих устройств обязан оплатить стоимость потребленной электрической энергии.

Вопрос: Как происходит расчет платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту?

Ответ: Плата за технологическое присоединение определяется в соответствии с утвержденными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов стандартизированными тарифными ставками или ставкой за единицу максимальной мощности, за исключением случаев, когда технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту.
Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861, предусматривают следующие случаи осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту:

- в случае если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке;

- в случае перераспределения максимальной мощности энергопринимающих устройств в пользу иных лиц.

Вопрос: Мне страховая организация не применила понижающий коэффициент страховых тарифов за безаварийную езду при оформлении полиса ОСАГО. Что делать?

Ответ: В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон об ОСАГО) страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам ОСАГО рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.

Согласно подпункту «б» пункта 2 статьи 9 Закона об ОСАГО коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются, в том числе, в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении ОСАГО каждого из этих водителей (коэффициент «бонус-малус»).

Страховые тарифы по ОСАГО (их предельные уровни), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору ОСАГО, в том числе коэффициенты, входящие в структуру страхового тарифа, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 № 739.

Таким образом, искажение порядка расчета страховой премии по договорам ОСАГО является нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10 статьи 15 Закона об ОСАГО при прекращении договора ОСАГО страховщик предоставляет страхователю сведения о количестве и характере наступивших страховых случаев, об осуществленных страховых выплатах и о предстоящих страховых выплатах, о продолжительности страхования, о рассматриваемых и неурегулированных требованиях потерпевших о страховых выплатах и иные сведения о страховании в период действия договора ОСАГО (далее – сведения о страховании). Сведения о страховании предоставляются страховщиками бесплатно в письменной форме, а также вносятся в автоматизированную информационную систему обязательного страхования.

Согласно подпункту «в» пункта 6 статьи 6 Федерального закона от 25.12.2012 № 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» в случае выявления несоответствия данных, указанных страхователем в заявлении о заключении договора ОСАГО и необходимых для расчета КБМ сведениям о страховании, содержащимся в автоматизированной информационной системе ОСАГО, страховщик возвращает страхователю излишне уплаченную им часть страховой премии при наличии соответствующего заявления страхователя в письменной форме, если данные, указанные страхователем в заявлении о заключении договора ОСАГО, повлекли за собой увеличение размера страховой премии.

Таким образом, страхователь вправе обратиться в страховую организацию для возврата страхователю излишне уплаченной страховой премии при наличии у него сведений о страховании за предыдущий страховой период. 
Действия страховой организации по неприменению понижающего коэффициента страховых тарифов за безаварийную езду при оформлении полиса ОСАГО могут содержать признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (при наличии у такой страховой организации доминирующего положения и соответствующих доказательств злоупотребления таким положением).

В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» субъект страхового дела обязан соблюдать требования страхового законодательства.

Регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями в соответствии с Федеральный законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», осуществляет Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

Страхователь также можете обратиться с соответствующим заявлением в Российский Союз Автостраховщиков, представляющий собой единое общероссийское профессиональное объединение, основанное на принципе обязательного членства страховщиков, осуществляющих ОСАГО, устанавливающий обязательные для его членов правила профессиональной деятельности и контролирующий их соблюдение.

Вопрос: Кто вправе подать жалобу по статье 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»?

Ответ: Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов могут быть обжалованы в антимонопольный орган:

- лицами, подавшими заявки на участие в торгах;
- иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов, если обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах. 

Вопрос: Обязано ли Управление ФАС давать разъяснение применения антимонопольного законодательства по запросам физических лиц?

Ответ: На основании Приказа ФАС России от 20.01.2012 № 22 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по предоставлению государственной услуги по даче разъяснений по вопросам применения федеральным антимонопольным органом антимонопольного законодательства Российской Федерации», разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства Российской Федерации дает только Центральный аппарат ФАС России. Для получения таких разъяснений следует направить непосредственно в Центральный аппарат ФАС России запрос в произвольной письменной форме или в форме электронного документа.

Контакты для направления запроса: http://www.fas.gov.ru/contact-fas/contact-information/.

Вопрос: Можете ли Вы проверить деятельность фонда по капитальному ремонту. Куда тратятся взносы за капитальный ремонт многоквартирного дома?

Ответ: В соответствии с пунктами 10, 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493, в целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки по соблюдению органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе к деятельности специализированных некоммерческих организаций по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также формированию фондов капитального ремонта.
Таким образом, по вопросам деятельности специализированных некоммерческих организаций по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также формированию фондов капитального ремонта целесообразно обращаться в государственную жилищную инспекцию. 

Вопрос: Кто, и как часто должен проводить поверку индивидуальных приборов учета?

Ответ: В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила предоставления коммунальных услуг), индивидуальный прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении.
Согласно подпункту «д» пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель обязан обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета, а также направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее – Закон о единстве измерений) в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями Закона о единстве измерений, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований.

Согласно статье 13 Закона о единстве измерений средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации – периодической поверке.

Поверка средств измерения производится в соответствии с Порядком проведения поверки средств измерений, утвержденным приказом Госстандарта Российской Федерации от 18.07.1994 № 125 (далее – Порядок).

Согласно пункту 2.5. Порядка периодической поверке подлежат средства измерений, находящиеся в эксплуатации или на хранении, через определенные межповерочные интервалы.

В силу пункта 2.9 Порядка первый межповерочный интервал устанавливается при утверждении типа средства измерения органами Государственной метрологической службы.

Согласно пунктам 3.1, 3.16 Порядка физические лица, использующие средства измерений в целях эксплуатации, обязаны своевременно представлять средства измерений на поверку. Доставку средств измерений на поверку обеспечивают физические лица – владельцы средств измерений.

Таким образом действующим законодательством обязанность поверки индивидуальных приборов учета энергетических ресурсов в порядки и сроки, установленные технической документацией на прибор учета, возложена на собственников таких приборов.

Вопрос: Из чего складывается плата за коммунальные услуги?

Ответ: Согласно частям 1 и 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.