Итоги анализа рынка строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог в КБР

Вряд ли кто-то станет отрицать, что развитие транспортной инфраструктуры, в условиях огромной территории Российской Федерации, и особенно автомобильных дорог, имеет по-настоящему стратегическое значение. Еще древние римляне, понимая важность дорожного сообщения, использовали максимальное количество ресурсов, чтобы связать качественными дорогами протяженные провинции империи, тем самым, обеспечивая безопасность и экономический рост государства, за счет  интенсификации обмена.

 

В настоящее время, недостаточный уровень развития дорожной сети приводит к значительным потерям для экономики и населения страны и является одним из наиболее существенных инфраструктурных ограничений темпов социально-экономического развития Российской Федерации.

 

Связывая территории, обеспечивая массовые перевозки грузов и пассажиров, доступ к ресурсам, автомобильные дороги не в последнюю очередь определяют возможности развития Кабардино-Балкарии.

 

Кабардино-Балкарским УФАС России был проведен анализ рынка строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог Республики за 2008-2010 гг.

 

Согласно данных органов власти Кабардино-Балкарской Республики, общая протяженность автомобильных дорог в Кабардино-Балкарии составляет 8604,3  км, из них  дороги федерального значения – 372,6 км., регионального - 2907,3 км., муниципального - 5324,4 км.

По густоте автомобильных дорог с твердым покрытием на 1000 км территории КБР занимает одно из первых мест среди регионов Юга России. Вместе с тем проблемы, связанные с ростом парка автомобилей в КБР и длительным недофинансированием, привели к снижению пропускной способности и высокой степени износа автомобильных дорог Республики.

 

Оценивая рынок строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог в Кабардино-Балкарской Республике, необходимо отметить ряд положительных изменений, которые произошли с 2008 года, а именно- строительство, в рамках развития туристического кластера СКФО, новой автомагистрали межрегионального значения «Кисловодск –Долина Нарзанов-Джилы Суу», общей протяженностью порядка 71 км. Эта автодорога позволит обеспечить транспортную доступность северного склона Эльбруса, в пределах которого планируется развитие туристского комплекса международного уровня.

 

Кроме того, на региональной сети в 2009-2010 годах выполнен объем работ, в том числе в рамках федеральных программ "Модернизация транспортной системы России на 2002-2010 годы"; и "Юг России (2008-2013)", на сумму 1 млрд. 368 млн. рублей.

 

Большинство участников рынка строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог в Кабардино-Балкарской Республике, по своей организационно-правовой форме относятся к обществам с ограниченной ответственностью, созданными на базе бывших ДРСУ, прошедших процедуры акционирования, банкротства или перерегистрации. Они испытывают существенные проблемы, связанные с нехваткой квалифицированных кадров, дороговизной современных дорожных материалов и техники.

 

Введение института саморегулируемых организаций, должно в перспективе способствовать уменьшению рисков, связанных с недобросовестностью подрядчиков.

 

По итогам проведенного анализа установлено, что благодаря большому объему проведенных работ, наличию технологии проведения буро-взрывных работ при прокладке дорог в горной местности,  хозяйствующий субъект в лице МУП «ТШСУ», заняло в 2010 году, наибольший объем рынка.

 

Рынок строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог в Кабардино-Балкарской Республике признан высоко концентрированным, со слабо развитой конкурентной средой.

 

Увеличение финансирования дорожного хозяйства, совершенствование законодательных механизмов государственного заказа, должно по мнению Управления способствовать постепенному улучшению ситуации.