О применении положений статьи 6 Федерального закона «О рекламе».

В связи с поступающими обращениями рекламодателей и рекламораспространителей с просьбой разъяснить положения статьи 6 Федерального закона «О рекламе», Кабардино-Балкарское УФАС России сообщает следующее:

Статьей 6 Федерального закона «О рекламе» установлен ряд специальных ограничений к содержанию рекламы в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе.

В силу указанной статьи независимо от объекта рекламирования, формы и способа распространения в рекламе не допускаются:

1)      дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у
несовершеннолетних;

побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар;

создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка;

создание у несовершеннолетних впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками;

формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром;

показ несовершеннолетних в опасных ситуациях;

7) преуменьшение уровня необходимых для использования
рекламируемого товара навыков у несовершеннолетних той возрастной группы, для которой этот товар предназначен;

8)      формирование у несовершеннолетних комплекса неполноценности,
связанного с их внешней непривлекательностью. 

Приведенные в статье 6 Федерального закона «О рекламе» требования можно условно разделить на несколько групп.

К   первой   группе   следует   отнести   положение,   направленное   на недопустимость показа в рекламе несовершеннолетних в опасных ситуациях (пункт 6 комментируемой статьи), в том числе связанных с возможным вредом для их физического и психологического здоровья.

Во вторую группу входят нормы, не допускающие использование в рекламе информации, способной сформировать у несовершеннолетних негативные или искаженные представления о нормах и правилах поведения в обществе и семье, о системе морально-этических ценностей. К этой группе относятся нормы, запрещающие дискредитировать в рекламе родителей и воспитателей, подрывать доверие к ним у несовершеннолетних (пункт 1 указанной статьи); создавать у несовершеннолетних впечатление о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками (пункт 4 указанной статьи); формировать комплекс неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром (пункт 5 указанной статьи).

В третью группу могут быть включены нормы, запрещающие размещать в рекламе информацию, которая непосредственно использует доверие и недостаток опыта у несовершеннолетних (в отношении доступности и стоимости/цене товара). В частности, в рекламе запрещено побуждать несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар (пункт 2 указанной статьи) и создавать у несовершеннолетних искаженное представление о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка (пункт 3 указанной статьи).

В пункте 7 статьи 6 Федерального закона «О рекламе» содержится запрет на преуменьшение в рекламе уровня необходимых для использования рекламируемого товара навыков у несовершеннолетних той возрастной группы, для которой этот товар предназначен, в том числе путем сообщения недостоверной или неполной информации об использовании объекта рекламирования. Если в рекламе приводятся, например, результаты использования товара, показываются или описываются его свойства, то такая реклама должна давать ясное представление о том, что реально достижимо в использовании объекта рекламирования для несовершеннолетних возрастной группы, для которой он предназначен.

Нормой пункта 8 данной статьи в рекламе запрещается формирование у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью.     Это     требование     направлено     на     защиту несовершеннолетних от негативного воздействия, которое может оказать реклама на их психическое здоровье и эмоциональное состояние.

Следует учитывать, что положения статьи 5 Федерального закона                «О рекламе» также запрещают распространение рекламы, которая в силу неполноты либо недостоверности сообщаемой информации об объекте рекламирования создает не соответствующее действительности впечатление о возможности и результатах использования товара, либо дискредитирует лиц, не пользующихся рекламируемым товаром, либо побуждает к совершению незаконных или опасных действий.

Вместе с тем нормы статьи 6 Федерального закона «О рекламе» являются специальными по отношению к ряду общих запретов и ограничений, содержащихся в Федеральном законе «О рекламе», и применяются в том случае, когда объектом воздействия рекламы являются именно несовершеннолетние лица. Следовательно, при рассмотрении дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе действия предполагаемого нарушителя по статье 6 Федерального закона «О рекламе» квалифицируются только в случае, когда из содержания рекламы однозначно следует, что она обращена к несовершеннолетним либо содержит утверждения, противоречащие положениям статьи 6 Федерального закона «О рекламе».

Вместе с тем само по себе использование в рекламе образов несовершеннолетних не запрещено (за исключением случаев, предусмотренных статьями 21-23, 26-27 Федерального закона «О рекламе»).

Нарушение статьи 6 Федерального закона «О рекламе» может быть установлено только в случае, если реклама не просто использует образ несовершеннолетнего, но и содержит текстовые утверждения, обращенные к несовершеннолетним, либо изображает несовершеннолетнего таким образом, что специально призвана заинтересовать несовершеннолетних лиц -потребителей рекламы, при этом содержание такой рекламы не соответствует запретам, перечисленным в статье 6 Федерального закона «О рекламе».