Аминистративная ответственность за нарушение законодательства о размещении заказов.

К сведению должностных лиц заказчиков, уполномоченных органов, специализированных организаций и членов конкурсных (аукционных, котировочных) комиссий

 

Как известно, Федеральным законом от 24.07.2007 №218-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и  отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон от 24.07.2007 №218-ФЗ) был внесен ряд поправок в Федеральный закон от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон №94-ФЗ). Вместе с тем, статьей 4 Закона от 24.07.2007 №218-ФЗ были внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП). В частности, был существенно расширен перечень нарушений законодательства о размещении заказов, за совершение которых предусмотрена административная ответственность, а так же увеличены размеры штрафных санкций. Как орган, осуществляющий контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов, Управление Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике (далее – Управление) уже неоднократно привлекало должностных лиц заказчиков, а так же членов конкурсной (аукционной, котировочной) комиссии к административной ответственности. Количество административных дел значительно увеличилось после введения в КоАП новых составов,  о которых и пойдет речь в настоящей статье.

Впервые административная ответственность за нарушение законодательства о размещении заказов была включена в КоАП Федеральным законом от 02.02.2006 г.№19-ФЗ.  Помимо ответственности за неправильный выбор способа размещения заказа, нарушение сроков размещения на официальном сайте информации о размещении заказа, порядка проведения торгов, а так же за размещение недостоверной информации о размещении заказа, установленной изначально, Федеральным законом от 24.07.2007 №218-ФЗ введены новые составы правонарушений, например, такие как:

- неопубликование или неразмещение на официальном сайте в сети "Интернет" информации о размещении заказов, подлежащей в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд такому опубликованию или такому размещению;

- установление не предусмотренных законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд:

- критериев оценки заявок на участие в конкурсе и (или) их значимости,

- требований к участникам размещения заказов,

- к размеру обеспечения заявок на участие в конкурсе или аукционе,

- размеру и способам обеспечения исполнения контракта,

-включение в состав одного лота товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой;

- отклонение членом котировочной комиссии котировочной заявки по основаниям, не предусмотренным законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, и (или) рассмотрение котировочной заявки, которая в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд должна быть отклонена;

- выбор членом конкурсной, аукционной или котировочной комиссии победителя торгов, победителя в проведении запроса котировок с нарушением требований законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

- сокращение сроков подачи заявок на участие в конкурсе, заявок на участие в аукционе, котировочных заявок;

- нарушение сроков заключения государственного или муниципального контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Если раньше административная ответственность предусматривалась за нарушение условий государственного или муниципального контракта на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд только в случае, если такое нарушение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для государственных или муниципальных нужд, то с введением Закона от 24.07.2007 №218-ФЗ ответственность за данное нарушение наступает так же и при отсутствии последствий, связанных с дополнительным расходованием средств соответствующих бюджетов (часть 1 статьи 7.32 КоАП, штраф – пятьдесят тысяч рублей).

Возвращаясь к такому нарушению как неопубликование или неразмещение на официальном сайте в сети "Интернет" информации о размещении заказов, подлежащей в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд такому опубликованию или такому размещению, хотелось бы обратить внимание на широкий спектр действия данной нормы. Кроме неразмещения (неопубликования) протоколов, составляемых в ходе размещения заказов, норма включает и неразмещение (неопубликование)  информации о внесении изменений в извещение  о проведении конкурса или аукциона, об отказе от проведения торгов; о внесении изменений в конкурсную (аукционную) документацию а так же неразмещение (неопубликование) разъяснений конкурсной (аукционной) документации по запросу участника размещения заказа (часть 3 статьи 7.30 КоАП, штраф – пятьдесят тысяч рублей).

 Установление требования представления участниками размещения заказа в составе котировочной заявки, заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе не предусмотренных законодательством о размещении заказов документов и сведений так же теперь является  нарушением, влекущим административную ответственность должностного лица заказчика или уполномоченного органа (часть 4 статьи 7.30 КоАП, штраф – пятьдесят тысяч рублей). Имели место случаи обращения в Управление участников размещения заказа за получением справки об отсутствии сведений о них  в Реестре недобросовестных поставщиков, для включения в состав заявки на участие в торгах. Следует напомнить, что согласно части 5 статьи 11 Федерального закона №94-ФЗ,  заказчик, уполномоченный орган, конкурсная или аукционная комиссия обязаны сами проверять соответствие участников размещения заказа требованию об отсутствии сведений о них в реестре недобросовестных поставщиков (если такое требование было установлено конкурсной (аукционной) документацией), и не вправе возлагать эту обязанность на участника размещения заказа.

Отдельного внимания заслуживает тот факт, что субъектами правонарушений в зависимости от гипотезы статьи являются либо должностные лица заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, либо члены конкурсной, аукционной, котировочной комиссии. При этом, при квалификации правонарушения по тем частям статей КоАП, по которым субъектом является член конкурсной (аукционной, котировочной) комиссии (части 2, 6, 7 статьи 7.30 КоАП), к административной ответственности  привлекаются все члены комиссии, принявшие решение с нарушением положений законодательства о размещении заказов и подписавшие соответствующий протокол (за исключением члена комиссии, высказавшего особое мнение). Постановление о назначении административного наказания в виде штрафа выносится, соответственно, в отношении каждого члена комиссии. Даже при наличии типовых нарушений в нескольких конкурсах (аукционах, запросах котировок) правонарушение квалифицируется отдельно по каждому конкурсу, (аукциону, запросу котировок), а так же по каждому лоту в составе одного конкурса или аукциона, проведенному с нарушением законодательства о размещении заказов (штрафные санкции составляют тридцать тысяч рублей по ч.ч. 2 и 6 и пятьдесят тысяч рублей по части 7 статьи 7.30 КоАП).

В отношении составов, предусматривающих ответственность должностных лиц государственного или муниципального заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, Управление часто сталкивается с ситуацией, при которой не определено конкретное должностное лицо, ответственное за отдельные функции по размещению заказов (разработка конкурсной документации, размещение информации на официальном сайте и иные). В таких случаях, Управление обязано привлекать к ответственности непосредственно руководителя организации, являющейся заказчиком, который зачастую не имеет прямого отношения к размещению заказа. В этой связи, полагаем целесообразным для руководителей государственных и муниципальных заказчиков, уполномоченных органов определить круг лиц,  ответственных за размещение заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, а так же обеспечить их обучение по данному направлению.

В связи со значительными штрафными санкциями, установленными за нарушение законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, Кабардино-Балкарское УФАС России обращает особое  внимание должностных лиц государственных и муниципальных заказчиков, а так же членов конкурсных, аукционных, котировочных комиссий на необходимость соблюдения требований законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.