О передаче прав владения и (или) пользования централизованными системами холодного водоснабжения

Кабардино-Балкарским УФАС России (далее – Управление) выявляются случае незаконного владения объектами водоснабжения обществами с ограниченной ответственностью: объекты предоставлены обществам без проведения торгов на право заключения договоров аренды, заключения концессионных соглашений, когда проведение таких торгов обязательно в силу закона и отсутствуют исключения, позволяющие органам государственной власти и местного самоуправления предоставить имущество без проведения торгов.

Учитывая изложенное Управление, сообщает следующее.  

К вопросам местного значения муниципального района, городского округа, городского, сельского поселения относятся в том числе организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения.

Передача прав владения и (или) пользования централизованными системами холодного водоснабжения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных Федеральным законом от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении).

В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении передача прав владения и (или) пользования объектами осуществляется:

– по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных Законом о водоснабжении и водоотведении особенностей;

– по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 Закона о водоснабжении и водоотведении.

Договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора (часть 6 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении).

Согласно части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

При этом частью 33 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении предусмотрено, что договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 данной статьи, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 данной статьи, является ничтожным.

В силу изложенного специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере водоснабжения, водоотведения, в сфере концессионных отношений и подлежащими исполнению органами местного самоуправления, установлен специальный порядок передачи прав владения и пользования объектами водоснабжения, водоотведения, в соответствии с которым передача таких объектов возможна исключительно по концессионным соглашениям.

Таким образом, выбор способа передачи прав владения и (или) пользования объектами жилищно-коммунального назначения (аренда или концессионное соглашение) законодатель связывает с датой ввода указанных объектов в эксплуатацию. Данные требования исключают произвольный выбор органом власти и органом местного самоуправления формы конкурса и формы договора в отношении рассматриваемых объектов.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона о концессионных соглашениях от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Закон о концессионных соглашениях) концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 Закона о концессионных соглашениях, а в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения также случаев, предусмотренных статьями 51, 52, 52.1 Закона о концессионных соглашениях.

Закон о концессионных соглашениях предусматривает определенный перечень требований к содержанию и условиям концессионного соглашения. Круг отношений, регулируемых договором аренды и концессионным соглашением, различен. Предметом договора аренды является предоставлением объекта аренды в пользование за плату. Предмет концессионного соглашения предполагает осуществление деятельности с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения и реконструкцию (создание) такого объекта в период его использования.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, действия органов местного самоуправления, выразившиеся:

– в передаче хозяйствующим субъектам прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения и (или) водоотведения, без проведения торгов;

– в передаче хозяйствующим субъектам прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения и (или) водоотведения, дата ввода в эксплуатацию которых более 5 лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, без проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения,

содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Нарушение антимонопольного законодательства также может выражаться в непринятии мер по возврату переданного хозяйствующим субъектам объектов водоснабжения, распоряжение которыми в осуществляется с особенностями, установленными статьей 41.1 Закона о водоснабжении (необходимость проведения конкурентных процедур при их предоставлении).

Таким образом, органам местного самоуправления надлежит учитывать вышеизложенные положения, и в случае, если уже совершенное действие администрации подпадает под антимонопольный запрет, предпринять меры по устранению последствий такого действия (бездействия).

В целях предотвращения приостановки подачи питьевой или технической воды абонентам в ходе принятия соответствующих мер органы местного самоуправления вправе:

– закрепить муниципальное имущество – объекты водоснабжения за муниципальным унитарным предприятием для осуществления им деятельности по водоснабжению;

– закрепить муниципальное имущество – объекты водоснабжения за муниципальным унитарным предприятием на период проведения конкурсных процедур на право заключения концессионного соглашения (часть 2 статьи 39 Закона о концессионных соглашениях);

– передать муниципальное имущество – объекты водоснабжения лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (пункт 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции).