В действиях администрации выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства

Сфера деятельности: Контроль органов власти

В Управление ФАС России по КБР (далее – Управление) поступило заявление государственного органа на действия местной администрации городского поселения.

На основании заявления физического лица от 14.09.2022 г. и Постановления местной администрации городского поселения от 24.09.2021 г. между администрацией городского поселения и обратившимся лицом 24.09.2021 г. был заключен договор купли-продажи земельного участка без проведения торгов.

Порядок и особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентируется Земельным кодексом РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.

Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса РФ.

Однако, как следует из материалов, земельный участок площадью 36405 +/- 1670 кв. м. относится к землям сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – выпас сельскохозяйственных животных.

На основании заключенного 03.12.2020 с администрацией договора №68-20 арендатор данного земельного участка возвел на земельном участке здание – животноводческую ферму площадью 25.8 кв.м.

Названный договор заключен на основании пункта 19 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ. Согласно пункту 2.4 договора на земельном участке запрещено возводить капитальные строения и сооружения.

По договору купли-продажи от 24.09.2021 года земельный участок выкуплен физическим лицом из муниципальной собственности без проведения торгов по основаниям, предусмотренным пунктом 6 части 2 статьи 39.3 и части 1 статьи 39.20 Земельного кодекса, а именно, в связи нахождением в собственности нежилого здания, расположенного на земельном участке.

В соответствии с частью 1 статьи 39.3 Земельного кодекса продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов. В качестве исключения из этого правила согласно пункту 6 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса допускается продажа без проведения торгов земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса.

По смыслу указанных норм, подлежащих применению с учетом общих положений земельного законодательства, обязывающих собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением (статья 42 Земельного кодекса), возникновение исключительного права на приобретение земельного участка без проведения торгов зависит от достижения той цели, для которой он предоставлялся лицу.

Предоставление в собственность публичного земельного участка, занятого объектом, для строительства которого участок не предоставлялся, или площадь которого значительно превышает площадь недвижимости с учетом цели ее эксплуатации, может свидетельствовать о выкупе участка в обход установленной законом процедуры приватизации (определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2021 №302-ЭС21-14414, от 13.06.2017 №307-КГ16-18929).

Соответственно, предоставление в собственность гражданину арендуемого им земельного участка без публичных торгов в ситуации, когда площадь предоставленного земельного участка существенно превышает площадь расположенного на нем здания при отсутствии потребности в нем, имеет признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Учитывая вышеизложенное, местной администрации городского поселения выдано предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.