Юридическое лицо привлечено к ответственности за ненадлежащую рекламу в сети Instagram

Сфера деятельности: Контроль рекламы

В Кабардино-Балкарское УФАС России (далее – Управление) поступило заявление физического лица на действия юридического лица (общества).

Управлением по результатам рассмотрения заявления в действиях юридического лица были установлены признаки нарушения части 7 статьи 24 Закона о рекламе, в связи с чем было возбуждено дело о нарушении законодательства о рекламе и была создана Комиссия по рассмотрению указанного дела и установлено следующее.

Обществом осуществлялось распространение информации о представляемых медицинских услугах, путем размещения публикаций в социальной сети instagram, посредством созданных аккаунтов.

Так, обществом на территории республик Северо-Кавказского федерального округа была осуществлена публикации «Коррекция зрения. Лазерная коррекция современными технологиями за 24 секунды».

Согласно возражениям общества, отраженным в его письме и озвученным представителем в ходе заседания по рассмотрению дела о нарушении законодательства о рекламе, структура любой публикации в социальной сети instagram состоит из нескольких элементов: фото/видео, заголовок публикации и текст публикации. Данные элементы неотделимы друг от друга. Поэтому размещение рекламы допускается как на фото/видео к публикации, так и в ее тексте. В дополнение к заявленному, представлены скриншоты рекламных объявлений в развернутом виде, т.е. в виде, в котором отражен текст рекламного объявления.

Из текстов рекламных объявлений, являющихся предметом рассмотрения возбужденного дела, видно, что они содержат указания о наличии противопоказаний и о необходимости получения консультаций специалистов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Как установлено пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Специальные требования к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины установлены статьей 24 Закон о рекламе.

В соответствии с частью 7 статьи 24 Закона о рекламе реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Таким образом, реклама медицинских услуг, должна в каждом случае содержать предупреждение, предусмотренное частью 7 статьи 24 Закона о рекламе.

Информация должна быть четко и ясно доведена до потребителей рекламы для адекватного восприятия.

При анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).

В этом случае данная информация должна быть исследована на предмет соответствия требованиям, предъявляемым Законом о рекламе к рекламе, в том числе установленным главой 3 Закона о рекламе в отношении отдельных видов товаров.

Из совокупного анализа вышеуказанных норм, Комиссия Управления пришла к выводу, о необходимости оценки той части публикации, размещенной в сети instagram, на соответствие части 7 статьи 24 Закона о рекламе, которая уже содержит рекламу, т.е. направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Нижеприведенная публикация, которая размещена в социальной сети instagram и которая была предметом рассмотрения дела, имеет следующий заголовок:

 

«Коррекция зрения. Лазерная коррекция современными технологиями за 24 секунды»

 

К публикации прикреплен баннер, включающий изображение мужчины в анфас, поделенный пополам вертикальной линией, слева от линии часть лица мужчины без очков, справа в очках (цель изображения показать изменения после лазерной коррекции). Под изображением размещен текст, изложенный в следующем порядке:

 

«Год будет ярким!

Главное рассмотреть

 

Коррекция зрения за 24 секунды

 

Профессиональная офтальмология»

 

 

Составные части, выступающие на первый план рассмотренной публикации, – заголовок и баннер – в совокупности обладают признаками рекламы: имеют объект рекламирования, адресованы неопределенному кругу лиц, направлены на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Сам переход к тексту публикации, который изначально скрыт за заголовком и баннером публикации, свидетельствует о выполнении первичной информацией своей задачи как рекламы – привлечение внимания к объекту рекламирования, т.е. к коррекции зрения путем использования услуг общества. Учитывая, что данная информация является рекламой, она должная соответствовать требования предъявляемым к рекламе отдельных видов товаров (услуг), в том числе, установленным статьей 24 Закона о рекламе.

Однако, данная реклама не сопровождается предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости получения консультации специалистов.

Таким образом, Комиссия пришла к выводу о несоответствии законодательству о рекламе рекламы общества с заголовком: «Коррекция зрения. Лазерная коррекция современными технологиями за 24 секунды».

На основании изложенного, действие Общества , выразившееся в  нарушении установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок, повлекло административную ответственность, установленную частью 5 статьи 14.3 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 №195-ФЗ.