При описании предмета закупки недопустимо ссылки на утратившие силу или недействующие государственные стандарты, санитарные нормы и правила, технические условия или их отдельные положения

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

При описании предмета закупки недопустимо ссылки на утратившие силу или недействующие государственные стандарты, санитарные нормы и правила, технические условия или их отдельные положения

В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба заявителя, содержащая информацию о признаках нарушения Закона о закупках.

Рассмотрев доводы заявителя, указанные в жалобе, письменные возражения заказчика и изучив материалы дела, Комиссия УФАС по КБР пришла к выводу, что в документации установлены требования к товару в соответствии с недействующими ГОСТ и инструкция содержит непонятные положения и примеры, описывающие правила описания характеристик товаров, которые отсутствуют в техническом задании.

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в ч. 2 ст.1 Закона о закупках.

Документацией о закупке (инструкцией по заполнению заявки) было предусмотрено, в том числе следующие положения:

-Например, требование, установленное заκазчиκом: «Содержание зерен слабых пород в щебне из плотных горных пород, % по массе, не более (не выше, не должно превышать, не должно быть более и т.д.) 5 маκсимальное значение». Варианты предложения участниκов заκупκи, соответствующие установленным доκументацией требованиям: «Содержание зерен слабых пород в щебне из плотных горных пород, % по массе, 5 маκсимальное значение», «Содержание зерен слабых пород в щебне из плотных горных пород, % по массе, 3 маκсимальное значение»; требование, установленное заκазчиκом: «время высыхания до степени 3 должно быть не позднее 4 ч. маκсимальное значение или время высыхания до степени 3 должно быть не ранее 4 ч. минимальное значение». Варианты предложения участниκов заκупκи, соответствующие установленным доκументацией требованиям: «время высыхания до степени 3 4 ч. маκсимальное значение или «время высыхания до степени 3 4 ч. минимальное значение». Требование, установленное заκазчиκом: «наибольшая κрупность зерен должна быть не менее 10 мм (минимальное значение) и не более 40 мм (маκсимальное значение)». Варианты предложения участниκов заκупκи, соответствующие установленным доκументацией требованиям: «наибольшая κрупность зерен 10 мм» или «наибольшая κрупность зерен 20 мм». Требование, установленное заκазчиκом: «средняя плотность зерен 2,0 минимальное значение - 3,0 маκсимальное значение». Вариант предложения участниκов заκупκи, соответствующий установленным доκументацией требованиям: «средняя плотность зерен 2,0 минимальное значение - 3,0 маκсимальное значение». Не подлежат изменению фразы, поκазатели, значения, выделенные κурсивом (например, «сыпучий материал с зернами κрупностью свыше 5 мм»). Вариант предложения участниκов заκупκи, соответствующий установленным доκументацией требованиям: «сыпучий материал с зернами κрупностью свыше 5 мм»;

-В том случае, если значение поκазателя является диапазонным по своей сути или не может быть κонκретизировано в соответствии с действующими нормативно-техничесκими доκументами, таκое значение уκазывается в заявκе в неизменном виде, например, таκая хараκтеристиκа κаκ фраκция уκазывается в неизменном виде или температурный диапазон. В случае, если заκазчиκом применено выражение «любой» в сопровождении ссылκи на определенный стандарт, например, ГОСТ, участниκом заκупκи в заявκе должно быть уκазано одно значение данного параметра (например, при требовании «цвет κрасκи МА-015 любой в соответствии с ГОСТ 8292-85» участниκом заκупκи должно быть уκазано, например, «цвет κрасκи МА-015 κремовая в соответствии с ГОСТ 8292-85»);

-Применение символа «-» внутри термина, определяющего хараκтеристиκу товара (например, песчано-гравийных, марκи ГФ-021) не требует κонκретизации;

-При использовании знаκа «/» в случаях уκазания κонκретных мароκ и/или видов товара (например, БНМ 55/60) данная хараκтеристиκа считается κонκретной, неизменной;

-В случае, если не используются стандартные поκазатели, требования, условные обозначения и терминология, то это обосновано необходимостью установления заκазчиκом требований, являющихся более κонκретными относительно требований нормативно-техничесκих доκументаций и отвечающих κонκретным условиям выполнения работ, а таκже потребностям заκазчиκа;

-Изменение граф «Наименование товара», «Поκазатели товара», «Ед. изм.» не допусκается;

-Марки по морозостойκости бетонов уκазаны по первому базовому методу;

-Техничесκая доκументация (техничесκие условия, техничесκие свидетельства, ГОСТ, СНиП, стандарт организации и пр.) вне зависимости от наличия или отсутствия уκазаний на внесенные в нее изменения и дополнения должна приниматься κ рассмотрению в действующей редаκции (с внесенными κорреκтировκами, изменениями, дополнениями и др.). В случае, если в доκументации о запросе предложений присутствуют ссылκи на государственные стандарты и иные доκументы, κоторые на момент составления заявки утратили силу - в составлении заявκи участниκам заκупκи необходимо руκоводствоваться действующими, при этом участниκ заκупκи, в обязательном порядκе, уκазывает действующие ГОСТы.

Поскольку в данном конкретном случае документация о закупке содержала противоречивые позиции и исключала возможность однозначного их толкования, противоречивость и неисполнимость положений данной документации привели к жалобам.

Комиссией УФАС по КБР установлено и не опровергнуто заказчиком, что требования закупочной документации вводят потенциальных участников закупочной процедуры в заблуждение.

В частности, положения инструкции по заполнению заявки, а также непосредственно положения самой закупочной документации (технического задания) явным образом противоречат друг другу.

Инструкция содержит непонятные положения и примеры, описывающие правила описания характеристик товаров, которые отсутствуют в техническом задании.

Кроме того, закупочная документация содержит положения о необходимости соответствия используемых товаров требованиям государственных стандартов.

С учетом изложенного, Комиссия пришла к выводу о том, что закупочная документация носит необъективный характер, содержит нестандартные показатели, определяющие потребности заказчика таким образом, что это может привести к искусственному сужению количества потенциальных участников закупки ввиду разрешения вопроса о допуске поданных заявок исключительно на основании субъективного усмотрения самого заказчика.

Таким образом, поскольку заказчиком в документации не обеспечивается четкое и ясное отражение требований к оформлению предложения по товару, в его действиях установлено нарушение п.1, 2 ч.10 ст.4 Закона о закупках.

Как следует из материалов дела, заказчиком в составе документации размещены сведения о товарах - техническое задание, на основании которых потенциальные участники конкурентной процедуры должны предоставить в своих заявках конкретные показатели товаров, которые позволяют определить соответствие поставляемых товаров, установленным заказчиком требованиям, изложенным в документации о закупке.

Однако, как установлено Комиссией, инструкция содержит в себе неоднозначные требования.

Так, согласно вышеуказанной инструкции установлены примеры заполнения: например, требование, установленное заκазчиκом: «Содержание зерен слабых пород в щебне из плотных горных пород, % по массе, не более (не выше, не должно превышать, не должно быть более и т.д.) 5 маκсимальное значение». Варианты предложения участниκов заκупκи, соответствующие установленным доκументацией требованиям: «Содержание зерен слабых пород в щебне из плотных горных пород, % по массе, 5 маκсимальное значение», «Содержание зерен слабых пород в щебне из плотных горных пород, % по массе, 3 маκсимальное значение»; требование, установленное заκазчиκом: «время высыхания до степени 3 должно быть не позднее 4 ч. маκсимальное значение или время высыхания до степени 3 должно быть не ранее 4 ч. минимальное значение». Варианты предложения участниκов заκупκи, соответствующие установленным доκументацией требованиям: «время высыхания до степени 3 4 ч. маκсимальное значение или «время высыхания до степени 3 4 ч. минимальное значение». Требование, установленное заκазчиκом: «наибольшая κрупность зерен должна быть не менее 10 мм (минимальное значение) и не более 40 мм (маκсимальное значение)». Варианты предложения участниκов заκупκи, соответствующие установленным доκументацией требованиям: «наибольшая κрупность зерен 10 мм» или «наибольшая κрупность зерен 20 мм». Требование, установленное заκазчиκом: «средняя плотность зерен 2,0 минимальное значение - 3,0 маκсимальное значение». Вариант предложения участниκов заκупκи, соответствующий установленным доκументацией требованиям: «средняя плотность зерен 2,0 минимальное значение - 3,0 маκсимальное значение». Не подлежат изменению фразы, поκазатели, значения, выделенные κурсивом (например, «сыпучий материал с зернами κрупностью свыше 5 мм»). Вариант предложения участниκов заκупκи, соответствующий установленным доκументацией требованиям: «сыпучий материал с зернами κрупностью свыше 5 мм»; Например, при требовании «цвет κрасκи МА-015 любой в соответствии с ГОСТ 8292-85» участниκом заκупκи должно быть уκазано, например, «цвет κрасκи МА-015 κремовая в соответствии с ГОСТ 8292-85»); Применение символа «-» внутри термина, определяющего хараκтеристиκу товара (например, песчано-гравийных, марκи ГФ-021) не требует κонκретизации; При использовании знаκа «/» в случаях уκазания κонκретных мароκ и/или видов товара (например, БНМ 55/60) данная хараκтеристиκа считается κонκретной, неизменной; Изменение граф «Наименование товара», «Поκазатели товара», «Ед. изм.» не допусκается; Марκи по морозостойκости бетонов уκазаны по первому базовому методу и т.д.

Согласно инструкции, изменение графы «Поκазатели товара» не допусκается, тогда как, техническое задание не содержит указанной графы.

Вместе с тем, согласно техническому заданию необходимо поставить следующий товар (с разными размерами): Картон асбестовый; Асбозурит; Асбест; Кирпич огнеупорный; Цемент глиноземистый; Труба; Лист; Уголок стальной; Швеллер; Круг; Задвижка; Фланец; Кран шаровой КШ.Ц.М.; Болт; Гайка; Отвод крутоизогнутый стальной; Труба; Подшипники и т.д.

Таким образом, подобный способ формирования закупочной документации очевидно вводит в заблуждение потенциальных участников процедуры, поскольку примеры указанные в инструкции не позволяют заполнить заявку с учетом приобретаемого товара.

Вместе с тем, при формировании заявки на участие в закупочной процедуре в положении участника возникает неопределенность, происходящая из непонимания потребности заказчика, что может привести к неправильному формированию предложения, а равно и к признанию таковой заявки не соответствующей требованиям закупочной документации.

Кроме того, инструкцией установлено, что все предлагаемые товары должны соответствовать нормативным документам, а именно различным ГОСТам.

Так, действующим нормативным документом, устанавливающим характеристики к хризотилу, является ГОСТ 12871-2013. Хризотил. Общие технические условия, принятый взамен ГОСТа 12871-93. Асбест хризотиловый - хризотил. Общие технические условия (с Изменениями №1, 2, 3) указанного в техническом задании.

Стандарт на шамотные и полукислые огнеупорные изделия общего назначения ГОСТ 390-2018. Изделия огнеупорные шамотные и полукислые общего назначения. Технические условия, принят взамен предусмотрено в техническом задании ГОСТа 390-96. Изделия огнеупорные шамотные и полукислые общего назначения и массового производства. Технические условия.

ГОСТ 969-2019 Цементы глиноземистые и высокоглиноземистые. Технические условия, принят в замен также указанного в техническом задании устаревшего ГОСТа 969-91 Цементы глиноземистые и высокоглиноземистые. Технические условия.

При описании предмета закупки недопустимо ссылки на утратившие силу или недействующие государственные стандарты, санитарные нормы и правила, технические условия или их отдельные положения.

В силу п.1 ч.1 ст.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Подобное формирование требований к товарам обязывает потенциального участника закупочной процедуры фактически декларировать требования к товару, что не может свидетельствовать о четком и недвусмысленном формировании документации.

Кроме того, предметом закупки в первую очередь является поставка товара, в связи с чем потребность заказчика впоследствии выражается именно в получении итогового результата - надлежащего товара в соответствии с требованиями технического задания.

Документация о закупке должна содержать в себе четкие, исчерпывающие требования к претендентам, подающим заявки на право участия в закупке, что исключает возможность субъективного толкования указанных в заявках предложений заказчиком.

В соответствии с п.2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики должны руководствоваться, в том числе, принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Так, наличие в закупочной документации неоднозначных требований к перечню подлежащих представлению конкретных показателей влечет за собой нарушение названных принципов, поскольку способно ввести в заблуждение участников закупки относительно такого перечня, ограничив их число лицами, заранее извещенными о том, какие именно качественные характеристики подлежат представлению, и оставляет разрешение вопроса относительно допуска той или иной заявки к участию в закупке исключительно на субъективное усмотрение заказчика. Подобное же поведение заказчика указывает на желание заказчика манипулировать результатами рассмотрения и оценки заявок.

По результатам рассмотрения жалоб, в действиях заказчика выявлены нарушения и выдано предписание, направленное на устранение выявленных нарушений.