Аналитический отчет о состоянии конкуренции на рынке услуг по транспортированию медицинских отходов класса «Б» за 2021 год на территории городского округа Нальчик Кабардино-Балкарской Республики

Управление Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республики (далее – УФАС России по КБР) во исполнение Приказа ФАС России от 29.10.2020 № 1051/20 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2021 - 2022 годы» (далее – Приказ) провело анализ состояния конкуренции на рынке услуг по транспортированию медицинских отходов класса «Б» за 2021 год в границах городского округа Нальчик Кабардино-Балкарской Республики.

Исследование проводилось на основании Методических рекомендаций по проведению анализа состояния конкуренции на рынке услуг по транспортированию медицинских отходов класса «Б» (исх. №ВК/40289/22 от 21.04.2022).

Анализ состояния конкуренции на рассматриваемом товарном рынке проводится в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 и Методическими рекомендациями по следующим параметрам рынка:

1. Общие положения.

2. Определение временного интервала исследования.

3. Определение продуктовых границ товарного рынка;

 предварительное определение товара;

 выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя;

 определение взаимозаменяемых товаров.

4. Определение географических границ товарных рынков.

5. Определение состава хозяйствующих субъектов.

6.Расчет объема товарных рынков и долей.

7. Определение барьеров входа на товарные рынки.

8. Определение уровня концентрации товарных рынков.

9. Представление отчетных данных.

10. Приложения.

Анализ состояния конкуренции на рынке услуг по транспортированию медицинских отходов класса «Б» произведен в соответствии с:

1. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции);

2. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ);

3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских с сельских, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее – СанПиН 2.1.3684-21);

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.06.2003 № 144 «О введении в действие СП 2.1.7.1386-03» (вместе с «СП 2.1.7.1386-03. 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления. Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления. Санитарные правила»;

5. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.01.2008 № 3 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.4.2318-08» (вместе с «СП 3.4.2318-08. Санитарная охрана территории Российской Федерации. Санитарно-эпидемиологические правила»);

7. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон № 44-ФЗ);

8. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ);

9. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

10. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 03.03.2008 № 15 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.3.2342-08» (вместе с «СП 3.3.2342-08. Обеспечение безопасности иммунизации. Санитарно-эпидемиологические правила»);

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.07.2012 № 681 «Об утверждении критериев разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания»;

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2020
№ 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности»;

13. Постановление Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст «О принятии и введении в действие ОКВЭД» (далее - Общероссийский классификатор видов экономической деятельности);

14. Приказ Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)»;

15. Приказ ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее - Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке);

16. Приказ Минприроды России от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов»;

17. Приказ Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов»;

18. Национальный стандарт Российской Федерации «ГОСТ Р 53692-2009. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов» (утвержден и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 1092-ст) (далее - Стандарт);

19. Иные нормативные правовые акты, регламентирующие отношения в сфере услуг по сбору и транспортировке медицинских отходов.

Для анализа состояния конкуренции на рынке услуг по транспортированию медицинских отходов класса «Б» использованы сведения Росприроднадзора КБР (Реестр лицензий на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности), медицинских учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения КБР.  

 

Цель проведения анализа.

 

Анализ проводится с целью оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг по транспортированию медицинских отходов класса «Б», положения хозяйствующих субъектов на данном рынке, определения хозяйствующих субъектов, выявления барьеров входа на рынок (выхода с рынка) и проблем, влияющих на развитие конкуренции на рассматриваемом рынке, а также предупреждения и выявления нарушений антимонопольного законодательства.

 

 Особенности анализа.

 

Медицинские отходы класса «Б» преимущественно образуются в поликлиниках, и больницах, что является одним из факторов выделения его для исследования как самостоятельного вида.

В связи с распространением новой коронавирусной инфекции в 2021
COVID-19 и сложившейся эпидемиологической ситуацией в мире, значительно увеличились объемы медицинских отходов.

Транспортирование, обезвреживание, размещение, утилизация выступают последовательными стадиями в технологической цепочке услуг по обращению с медицинскими отходами класса «Б».

Транспортирование должно производиться специальными транспортными средствами.

К транспортированию каждого класса отходов предъявляются свои требования. Так, класс «А» самый безопасный и может транспортироваться с твердыми коммунальными отходами, класс «Б» транспортируется специализированным транспортом, к которому предъявляются строгие регламентированные требования, классы «В», «Г» и «Д» чрезвычайно и токсические опасные. При этом, требование о наличии лицензии к хозяйствующим субъектам, осуществляющим транспортирование медицинских отходов класса «Б», действующим законодательством не предусмотрено.

  Учитывая изложенное, обращение с медицинскими отходами различных классов осуществляется различными хозяйствующими субъектами, соответствующими определенным требованиям.

 

 

1. Определение временного интервала исследования.

 

Согласно пункту 2.2 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, в случае, если исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, то проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

 Временной период исследования – предыдущий (2021) год

 

 

2. Определение продуктовых границ товарного рынка.

 

Согласно пункту 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемым товаром (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

 

3.Предварительное определение товара.

 

Законом № 323-ФЗ определено, что к медицинским отходам относятся все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях. Таким образом, отличительной особенностью медицинских отходов является сфера их обращения.

Медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на следующие классы:

 

  1. класс «А» - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;

К обращению с медицинскими отходами класса «А» применяются требования Санитарных правил, предъявляемые к обращению с ТКО.

  1. класс «Б» - эпидемиологически опасные отходы.

К отходам класса «Б» относятся отходы, инфицированные и потенциально инфицированные микроорганизмами 3 - 4 групп патогенности (эпидемиологически опасные отходы, далее - класс «Б»), в том числе: материалы и инструменты, предметы, загрязненные кровью и (или) другими биологическими жидкостями; патологоанатомические отходы; органические операционные отходы (органы, ткани); пищевые отходы и материалы, контактировавшие с больными инфекционными болезнями, вызванными микроорганизмами 3 - 4 групп патогенности.

3) класс «В» - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;

4) класс «Г» - токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;

5) класс «Д» - радиоактивные отходы.

К обращению с каждым классом отходов предъявляются свои требования, так, как указывалось выше, класс «А» самый безопасный и может транспортироваться с твердыми коммунальными отходами, класс «Б» транспортируется специализированным транспортом, к которому предъявляются строгие регламентированные требования, классы «В», «Г» и «Д» чрезвычайно и токсические опасные.

Учитывая изложенное, обращение с медицинскими отходами различных классов осуществляется различными хозяйствующими субъектами, соответствующими определенным требованиям.

Таким образом, анализировать одновременно обращение со всеми видами медицинских отходов представляется нецелесообразным.

По открытым данным из информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» отходы класса «Б» составляют до 15% от общего объёма медицинских отходов (более точно — от 11 до 50 % в зависимости от профиля медицинского учреждения).

Исследование для муниципальных учреждений г. Москвы дает цифру 28 тыс. тонн/год на отходы всех классов, и 3 тыс. тонн в год — для класса «Б».

Типовая 1000-коечная больница, производит, согласно исследованию около 1 тонны отходов в неделю.

Простой пересчет этих цифр по числу населения дает оценку, что средний российский регион ежемесячно образует от 50 до 100 тонн медицинских отходов класса «Б».

Согласно нормативной базе СанПиН 2.1.3684-21. эти отходы нельзя вывозить на полигоны без предварительной обработки специальными методами в особых условиях.

Учитывая, что класс «А» приближен к твердым коммунальным отходам и может на практике перевозиться вместе с ними (а в настоящее время Управлением уже проводятся ежегодные исследования рынка услуг по транспортированию ТКО), а остальные виды являются особо опасными и обладают особой спецификой, анализ рынка управление начинает с исследования по обращению с медицинскими отходами  класса «Б».

Система обращения с медицинскими отходами должна включать следующие этапы:

1) сбор отходов внутри организаций, осуществляющих медицинскую и/или фармацевтическую деятельность;

2) перемещение отходов из подразделений и временное хранение отходов на территории организации, образующей отходы;

3) обеззараживание/обезвреживание;

4) транспортирование отходов с территории организации, образующей отходы;

5) захоронение или уничтожение медицинских отходов.

В соответствие с СанПиН 2.1.3684-21, к каждому этапу обращения с медицинскими отходами предъявляются регламентированные требования.

Сбор, использование, обезвреживание, размещение, хранение, транспортирование, учет и утилизация медицинских отходов должны осуществляться с соблюдением требований Санитарных правил в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на человека и среду обитания человека.

Хозяйствующим субъектом, осуществляющим медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность (далее - организация), утверждается схема обращения с медицинскими отходами, разработанная в соответствии с требованиями Санитарных правил, в которой определены ответственные за обращение с медицинскими отходами работники и процедура обращения с медицинскими отходами в данной организации (далее - Схема).

Медицинские отходы класса «Б» подлежат обязательному обеззараживанию (обезвреживанию), дезинфекции.

Выбор метода обеззараживания (обезвреживания) определяется исходя из возможностей организации и определяется при разработке Схемы.

В случае отсутствия в организации участка по обеззараживанию (обезвреживанию) медицинских отходов класса «Б» или централизованной системы обеззараживания (обезвреживания) медицинских отходов, принятой на административной территории, медицинские отходы класса «Б» обеззараживаются (обезвреживаются) работниками данной организации в местах их образования.

Медицинские отходы класса «Б» должны собираться работниками организации в одноразовую мягкую (пакеты) или твердую (непрокалываемую) упаковку (контейнеры) желтого цвета или в упаковку, имеющие желтую маркировку, в зависимости от морфологического состава отходов.

Для сбора острых медицинских отходов класса Б организацией должны использоваться одноразовые непрокалываемые влагостойкие емкости (контейнеры), которые должны иметь плотно прилегающую крышку, исключающую возможность самопроизвольного вскрытия.

Для сбора органических, жидких медицинских отходов класса Б организацией должны использоваться одноразовые непрокалываемые влагостойкие емкости с крышкой (контейнеры), обеспечивающей их герметизацию и исключающей возможность самопроизвольного вскрытия.

Дезинфекция многоразовых емкостей для сбора медицинских отходов класса Б внутри организации должна производиться ежедневно.

Медицинские отходы класса «Б», предварительно обеззараженные химическим способом, до их вывоза из медицинской организации к месту обезвреживания допускается хранить на оборудованных площадках, имеющих твердое покрытие и навес.

Контейнеры должны быть изготовлены из материалов, устойчивых к механическому воздействию, воздействию температур с учетом климатических условий, моющих и дезинфицирующих средств, закрываться крышками, конструкция которых не должна допускать их самопроизвольного открывания.

Сбор данных отходов в местах их образования осуществляется в течении рабочей смены.

При использовании одноразовых контейнеров для колющего и режущего инструментария допускается их заполнение в течение 3-х суток с начала момента накопления отходов, хранение (накопление) более 24 часов необеззараженных медицинских отходов класса «Б» осуществляется в холодильных шкафах не более 7 суток или в морозильных камерах - до одного месяца с начала момента накопления отходов до их транспортирования.

Учитывая, что предварительное обеззараживание производится на территории самих медицинских учреждениях (производителях отходов), а последующее обезвреживание и утилизация производится на специализированных полигонах, представляется целесообразным для исследования определить «услугу по транспортированию медицинских отходов класса Б».

Кроме того, Управлением уже производится ежегодное исследование рынка услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, в связи с чем интересным представляется сопоставить указанные рынки, изучить их сходства и различия.

Транспортирование отходов с территории медицинских организаций производится специализированным транспортом к месту последующего обезвреживания, размещения, утилизация медицинских отходов, использование указанных транспортных средств для других целей не допускается.

Вывоз медицинских отходов класса «Б» возможен после того, как будет заключен договор с лицензированной организацией или индивидуальным предпринимателем. Мусор вывозят с участка на специальном транспорте.

Санитарно-эпидемиологические требования к транспортным средствам, предназначенным для перевозки обеззараженных медицинских отходов класса «Б»:

- кабина водителя должна быть отделена от кузова автомобиля;

- кузов автомобиля должен быть выполнен из материалов, устойчивых к обработке моющими и дезинфекционными средствами, механическому воздействию, иметь гладкую внутреннюю поверхность и маркировку «Медицинские отходы» с внешней стороны;

- при транспортировке продолжительностью более 4-х часов отходов, хранившихся в морозильных камерах, используется охлаждаемый транспорт;

- в кузове транспорта должны быть предусмотрены приспособления для фиксации контейнеров, их погрузки и выгрузки;

- транспортное средство должно быть обеспечено комплектом средств для проведения экстренной дезинфекции в случае рассыпания, разливания медицинских отходов;

- транспорт, занятый перевозкой медицинских отходов класса «Б» подлежит мытью, дезинфекции и дезинсекции после каждой перевозки. Обеззараживание проводится способом орошения из гидропульта, распылителей или способом протирания растворами дезинфицирующих средств с использованием ветоши, щеток. При этом лицам, проводящим обеззараживание, необходимо соблюдать меры предосторожности, предусмотренные инструкцией по применению конкретного дезинфицирующего средства (защитная одежда, респираторы, защитные очки, резиновые перчатки).

В Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности услуги по сбору, обработке и удалению отходов, услуги по утилизации отходов объединены в 38 классе. В зависимости от опасности отходов услуги по сбору отходов объединены в группы: 38.12 – для сбора опасных отходов. Далее внутри группы в зависимости от видов отходов и возможности повторного их использования услуги по сбору отходов подразделяются на подгруппы, виды и категории.

Таким образом, продуктовые границы определены услугами по транспортированию медицинских отходов класса «Б».

 

Выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара.

В Федеральном классификационном каталоге отходов (далее – ФККО) медицинские отходы объединены в группу 7 47 800 00 00 - отходы при обезвреживании биологических и медицинских отходов, 7 47 840 00 00 0 - отходы при обезвреживании медицинских отходов.

Транспортирование, обезвреживание, размещение, утилизация выступают последовательными стадиями в технологической цепочке услуг по обращению с медицинскими отходами класса «Б».

Транспортирование должно производиться специальными транспортными средствами.

В рамках проведения анализа рынка предполагается оценка деятельности участников рынка по транспортированию медицинских отходов класса «Б».

Отношения по обращению с медицинскими отходами могут быть предметом различных договорных конструкций. Предмет договора с учетом технологического цикла отходов может включать следующие действия в отношении отходов: услуги по сбору, транспортированию, обезвреживанию, обработке, утилизации, размещению. В договоры могут быть включены как отдельные действия в отношении отходов, так и ряд последовательных действий по этапам движения отходов от производителя к хозяйствующему субъекту, который их размещает (утилизирует).

Транспортирование выступает одной из последовательных стадий в технологической цепочке услуг по обращению с медицинскими отходами класса «Б».

 

Определение взаимозаменяемых товаров

 

Согласно пункту 3.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке определение взаимозаменяемых товаров в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции основывается на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Порядок обращения с медицинскими отходами определен СанПиН 2.1.3684-21.

Учитывая характер оказываемых услуг, необходимость наличия специализированного автотранспорта, а также необходимость соответствия регламентированным требованиям на осуществление услуг по транспортированию медицинских отходов класса «Б», услуги способные заменить транспортирование с медицинскими отходами класса «Б» не выявлены.

 

3. Определение географических границ товарных рынков.

 

В соответствии с пунктом 4.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке географические границы товарного рынка - это границы территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами.

При определении географических границ рынка следует учитывать характер рынка, при котором хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по транспортированию медицинских отходов (продавец услуг) класса «Б», может предлагать свои услуги.

Работа с медицинскими отходами регламентируется по СанПиН 2.1.3684-21.

Договор об оказании услуг по транспортированию медицинских отходов с территории организаций, осуществляющих медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, производится транспортом специализированных организаций и (или) индивидуальным предпринимателем к месту последующего обезвреживания, размещения медицинских отходов с учетом единой централизованной системы санитарной очистки данной административной территории.

Учитывая специфику, географические границы рынка услуг по сбору транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию медицинских отходов следует считать местными (локальными). Так, расположение медицинских учреждений, учреждений, оказывающих фармацевтическую деятельность, всегда привязано к территории определенного муниципального образования (например, Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2010 № 58 «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (вместе с «СанПиН 2.1.3.2630-10. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 09.08.2010 № 18094). В рамках проведения данного анализа географическими границами рынка услуг по транспортированию медицинских отходов класса «Б» принято образование с населением свыше 100 тыс. человек.

Географическими границами рынка в Кабардино-Балкарской Республике является городской округ Нальчик  - численность населения на 2021 год 239.1 тыс. человек.

 

4. Определение состава хозяйствующих субъектов,

действующих на товарных рынках

 

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарных рынках, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно предоставляющие услуги по транспортированию медицинских отходов класса «Б» в географических границах городского округа Нальчик в пределах определенного временного интервала – 2021 года

На уровне актов Правительства Российской Федерации отсутствуют акты, регулирующие порядок заключения договоров, порядок действий участников рынка и т.д.

Отсутствуют и утвержденные актом Правительства РФ типовые договоры, заключаемые в сфере обращения с медицинскими отходами.

Таким образом, договоры на транспортирование медицинских отходов класса «Б» заключаются в рамках общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации, по форме и на условиях, определенных соглашением сторон.

Основными потребителями исследуемой услуги являются медицинские учреждения - лечебно-профилактические и другие виды заведений, в которых людям, в том числе с какими-либо заболеваниями, оказываются медицинские услуги: диагностика, лечение, реабилитация после перенесенных болезней.

Медицинские учреждения подразделяются на:

- государственные медицинские учреждения (бюджетное финансирование, система ОМС/ДМС);

- федеральные (федеральные медицинские центры и больницы);

- муниципальные;

- ведомственные (в структуре Минобороны, МВД, МЧС и т. д.);

- частные медицинские учреждения (система ОМС/ДМС, оплата услуг

пациентами).

Указанные организации зачастую являются государственными или муниципальными бюджетными учреждениями. Соответственно, для таких учреждений действуют общие правила Федерального закона от 05.04.2012 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

В действиях организатора закупки, выразившихся в нарушении порядка заключения договора, предусмотренного Законом № 44-ФЗ, могут содержаться признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Указанные нарушения планируется рассмотреть в ходе проведения анализа состояния конкуренции. В анализе необходимо предоставить интересные кейсы, связанные с ограничением конкуренции.

Отличительной особенностью сферы обращения с медицинскими отходами является отсутствие государственного регулирования в данной сфере.

Таким образом, цена договора на транспортирование медицинских отходов класса «Б» определяется по соглашению сторон.

При отсутствии тарифного регулирования, в действиях хозяйствующего субъекта, выразившегося в установлении необоснованно высокой цены на услуги, могут содержаться признаки нарушения антимонопольного законодательства (установление, поддержание монопольно высокой цены товара). Указанные нарушения также планируется рассмотреть в рамках проводимого анализа.

 

5. Расчет объема товарных рынков и долей

хозяйствующих субъектов на рынках

 

Расчет общего объема рассматриваемого рынка, определенного в продуктовых и географических границах, и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется на основании объема товара.

Количественной характеристикой объема рынка услуг по транспортированию  медицинских отходов класса «Б» (Vm) является общий объем по сбору и транспортированию отходов в натуральных показателях (тыс. куб. м и тоннах) и стоимостных показателях (цена услуги).

Доля хозяйствующего субъекта в натуральном выражении - исполнителя на рассматриваемом товарном рынке (Di) определяется как отношение объема услуг по транспортированию медицинских отходов класса «Б» хозяйствующим субъектом к общему объему услуг по транспортированию медицинских отходов класса «Б»   (Di = Vi / Vm).

 

 

№ п/п

Наименование хозсубъекта

Объем медицинских отходов класса «Б»,тн

Стоимость оказанных услуг, за тн

Доля ХС

Доля ХС в стоимостных показателях

1.

ООО «Эко-Мед»

-

-

100%

100%

 

6. Определение барьеров входа на товарные рынки

 

В соответствии с пунктом 8.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке (далее - определение барьеров входа на товарный рынок), включает:

- выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

- определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

Согласно пункту 8.2 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, к барьерам входа на товарный рынок относятся:

а) экономические ограничения, в том числе:

- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

- ограниченная доступность финансовых ресурсов и более высокие издержки привлечения финансирования для потенциальных участников по сравнению с хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке;

- издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности;

- издержки получения доступа к необходимым ресурсам и правам интеллектуальной собственности, издержки на рекламу, издержки на получение информации;

- транспортные ограничения;

- отсутствие доступа потенциальных участников к ресурсам, предложение которых ограничено и которые распределены между хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке;

- наличие экономически оправданного минимального объема производства, обусловливающее для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого объема производства (эффект масштаба производства);

- преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка, в частности, по затратам на единицу продукции и по спросу на товар, по наличию долгосрочных договоров с приобретателями;

б) административные ограничения, вводимые органами государственной власти и местного самоуправления и иными органами и организациями, наделенными правами данных органов (не противоречащие антимонопольному законодательству), в том числе:

- условия лицензирования отдельных видов деятельности;

- квотирование;

- ограничения ввоза-вывоза товаров;

- требования обязательного удовлетворения определенного спроса, поддержания мобилизационных мощностей, сохранения рабочих мест и социальной инфраструктуры;

- предоставление льгот отдельным хозяйствующим субъектам;

- препятствия в отведении земельных участков, предоставлении производственных и иных помещений;

- условия конкурсного отбора поставщиков товара для государственных и муниципальных нужд;

- экологические ограничения, в том числе запрещение строительства производственных мощностей и объектов транспортной инфраструктуры;

- стандарты и предъявляемые к качеству требования;

в) стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов, направленная на создание барьеров входа на рынок, в том числе:

- инвестирование в избыточные производственные мощности, позволяющие увеличить выпуск товара для целей ограничения новых участников рынка;

- увеличение для приобретателя издержек, связанных со сменой продавца, в том числе в результате предоставления скидок постоянным приобретателям, заключения долгосрочных контрактов или выпуска взаимодополняющих товаров, не являющихся взаимозаменяемыми с продукцией других хозяйствующих субъектов;

- проведение интенсивных рекламных кампаний;

г) наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов, которое приводит к созданию барьеров входа на рынок, в том числе:

- создает преимущества для участников вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов по сравнению с другими потенциальными участниками рынка;

- требует необходимости участия потенциальных участников рынка в вертикальной интеграции, что увеличивает издержки входа на товарный рынок;

д) другие ограничения входа на товарный рынок.

В рамках проводимого анализа установлены следующие барьеры входа на рынок услуг по транспортированию медицинских отходов класса «Б»:

 а) административные ограничения: условия лицензирования отдельных видов услуг, экологические ограничения;

б) экономические ограничения: необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений, транспортные ограничения.

 

7. Определение уровня концентрации товарных рынков.

 

 Для определения уровня концентрации товарного рынка в соответствии с пунктом 7.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке используются коэффициент рыночной концентрации (CR) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

Коэффициент рыночной концентрации определяется как сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке:

                                                                                                                

                                                                                      

где:

D – выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

n – число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана рассчитывается как сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

где:

D – выраженная в процентах доля i-го хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

N – общее число хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

- высокий: при 70% <= CR3 <= 100% или 2000 <= HHI <= 10000

- умеренный: при 45% <= CR3 < 70% или 1000 <= HHI < 2000

- низкий: при CR3 < 45% или HHI < 1000.

В географических границах городского округа Нальчик

 

 коэффициент рыночной

концентрации (CR)

индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI)

100%

10000

В результате анализа конкурентной среды на рынке услуг по транспортированию медицинских отходов класса «Б» в границах городского округа Нальчик, уровень концентрации является высококонцентрированным.

 

8. Практика применения антимонопольного законодательства.

 

В период с 01 января 2021 года по 31 декабря 2021 года по признакам нарушения антимонопольного законодательства на рынке услуг по транспортированию медицинских отходов класса «Б» предостережения, предупреждения не выдавались, дела в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих транспортирование медицинских отходов класса «Б» не возбуждались, предписания не выдавались. 

 

9. Представление отчетных данных

 

По результатам проведения анализа в ФАС России представляется Аналитический отчет о состояния конкуренции на рынке услуг по транспортированию медицинских отходов класса «Б», в котором приводятся результаты проведенного анализа.