Аналитический отчет о состояния конкуренции на рынках услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов за 2021 год на территории Кабардино-Балкарской Республики

Основанием для исследования состояния конкуренции на рынке услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов послужил  Приказ ФАС России от 29.10.2020 № 1051/20 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2021 - 2022 годы».   

 

Цель проведения анализа

 

Анализ проводится с целью оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, положения хозяйствующих субъектов на данных рынках, определения хозяйствующих субъектов, выявления барьеров входа на рынок (выхода с рынка) и проблем, влияющих на развитие конкуренции на рассматриваемом рынке, а также предупреждения и выявления нарушений антимонопольного законодательства.

 

Особенности анализа

 

Учитывая последовательный характер услуг по сбору и транспортированию отходов, данные услуги предоставляются одним хозяйствующим субъектом (продавцом услуг).

Необходимо отметить, что сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов I-IV классов опасности осуществляется хозяйствующими субъектами, имеющими лицензии на право осуществления соответствующих видов деятельности, тогда как на сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов V класса опасности осуществляется без лицензии.

 

Нормативные правовые акты,

используемые при проведении анализа

 

1. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах);

2. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции);

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641»;

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 № 1133 «Об утверждении Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора»;

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 № 155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» (далее - Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов);

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности»;

7. Постановление Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст «О принятии и введении в действие ОКВЭД» (далее - Общероссийский классификатор видов экономической деятельности);

8. Приказ Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)»;

9. Приказ ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее - Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке);

10. Приказ Минприроды России от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов»;

11. Приказ Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов»;

12. Национальный стандарт Российской Федерации «ГОСТ Р 53692-2009. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов» (утвержден и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 1092-ст) (далее - Стандарт);

13. Иные нормативные правовые акты, регламентирующие отношения в сфере услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.

 

1. Определение временного интервала исследования

 

Согласно пункту 2.2 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, в случае, если исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, то проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

 Временной период исследования – предыдущий - 2021год.

 

2. Определение продуктовых границ товарного рынка

 

Согласно пункту 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемым товаром (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

 

Предварительное определение товара

 

Законом об отходах твердые коммунальные отходы определены как отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В соответствии со статьей 1 Закона об отходах обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Сбор отходов представляет собой прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.

У операторов по обращению с отходами отсутствует возможность осуществлять исключительно сбор отходов с мест накопления отходов, поскольку целью приема отходов является дальнейшая деятельность по их обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению.

Учитывая изложенное, для обеспечения вышеуказанной деятельности, оператор по обращению с отходами также должен их транспортировать.

Транспортирование отходов представляет собой перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

Указанные услуги (сбор и транспортирование) находятся в единой, взаимосвязанной, технологической зависимости и предоставляют собой неразрывную технологическую цепочку.

Размещение отходов - хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.

Захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

При этом объекты захоронения отходов - предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I - V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах.

Объекты обезвреживания отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для обезвреживания отходов.

Таким образом, для осуществления деятельности по размещению, обезвреживанию, утилизации отходов необходимы дополнительные соответствующие объекты инфраструктуры.

Учитывая изложенное, продуктовые границы следует определять как сбор и транспортирование отходов.

В Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности услуги по сбору, обработке и удалению отходов, услуги по утилизации отходов объединены в 38 классе. В зависимости от опасности отходов услуги по сбору отходов объединены в группы: 38.11 – для сбора неопасных отходов и 38.12 – для сбора опасных отходов. Далее внутри группы в зависимости от видов отходов и возможности повторного их использования услуги по сбору отходов подразделяются на подгруппы, виды и категории (например, 38.11.1 – услуги по сбору неопасных отходов, пригодных для повторного использования и д.р.).

Услуги по транспортированию отходов в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности поименованы как «перевозка специальными транспортными средствами отходов и отбросов» и включены в прочие услуги по перевозке грузов автомобильным транспортом (вид 49.41.19).

Таким образом, согласно указанным классификаторам можно определить услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов как самостоятельный вид услуг по обращению с отходов, формирующий рассматриваемый рынок.

Таким образом, продуктовые границы определены услугами по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.

 

Выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя,

и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми

для данного товара

 

В Федеральном классификационном каталоге отходов (далее – ФККО) коммунальные отходы объединены в группу 7 30 000 00 00 0 - отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, 7 34 000 00 00 0 - отходы при предоставлении услуг населению, куда включены 7 31 100 00 00 0 отходы из жилищ, 7 31 200 00 00 0 - отходы от уборки территории городских и сельских поселений, 7 31 900 00 00 0 - прочие твердые коммунальные отходы.

Законом об отходах установлено, что отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

I класс - чрезвычайно опасные отходы (термометры, гальванические элементы, люминесцентные лампы);

II класс - высокоопасные отходы (батареи аккумуляторов, автопокрышки, освинцованный кабель с медными жилами);

III класс - умеренно опасные отходы (масла, нефтепродукты, строительный мусор, битумная крошка);

IV класс - малоопасные отходы (остатки щебня и арматура, шпаклевка);

V класс - практически неопасные отходы (пластик, зола древесная, металл).

В соответствии с Законом об отходах сбор и транспортирование отходов является одним из этапов обращения с отходами.

Транспортирование отходов должно производиться специальными транспортными средствами.

Транспортирование отходов связано с перемещением отходов между местами образования, сбора, накопления, хранения, утилизации, захоронения.

Также необходимо учитывать, что сбор и транспортирование отходов I – IV класса опасности осуществляется на основании лицензии, выданной в соответствии с законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности, тогда как сбор и транспортирование отходов V класса опасности производится без лицензии.

В связи с отсутствием на территории всех субъектов Российской Федерации системы раздельного накопления отходов на местах накопления, выделить в отдельный анализ деятельность по сбору и транспортированию отходов I-IV классов опасности (с наличием у оператора лицензии) и деятельность по обращению с отходами V класса опасности (без наличия у оператора лицензии) не представляется возможным.

В рамках проведения анализа рынка предполагается оценка деятельности всех участников рынка сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов независимо от наличия либо отсутствия лицензий.

Необходимо отметить, что складирование, а также сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов в настоящее время не зависит от класса опасности отходов.

Кроме того, отношения по поводу обращения с отходами могут быть предметом различных договорных конструкций. Предмет договора с учетом технологического цикла отходов может включать следующие действия в отношении отходов: услуги по сбору, транспортированию, обезвреживанию, обработке, утилизации, размещению, переработке. В договоры могут быть включены как отдельные действия в отношении отходов, так и ряд последовательных действий по этапам движения отходов от производителя к хозяйствующему субъекту, который их размещает (использует). Сбор и транспортирование, обезвреживание, размещение (использование) выступают последовательными стадиями в технологической цепочке услуг по обращению с отходами. При этом в рамках проводимого анализа рассматриваются лишь услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Необходимо обратить внимание, что основной составляющей тарифа регионального оператора является сбор и транспортирование ТКО.

 

Определение взаимозаменяемых товаров

 

Согласно пункту 3.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке определение взаимозаменяемых товаров в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции основывается на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

В соответствии с пунктом 3.8 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке выбор методов исследования должен быть обоснован в аналитическом отчете. В случае использования метода "тест гипотетического монополиста" такое обоснование не требуется. Выбор методов исследования производится, в том числе исходя из сроков исследования и доступности информации.

Согласно части 4 статьи 24.7 Закона об отходах, собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Таким образом, физические и юридические лица в соответствии с пунктом 5 Правил № 1156 не имеют возможности заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с иными хозяйствующими субъектами, кроме как с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся.

Учитывая правовое регулирование, характер оказываемых услуг, технологические и технические особенности, необходимость наличия специализированного автотранспорта, также наличия лицензии на осуществление услуг по сбору и транспортированию твердых бытовых отходов I-IV класса опасности, получение статуса регионального оператора по результатам проведения конкурентной процедуры, проведение «теста гипотетического монополиста» нецелесообразно.

Таким образом, услуги, способные заменить сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов, не выявлены.

 

3. Определение географических границ товарных рынков

 

В соответствии с пунктом 4.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке географические границы товарного рынка - это границы территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами.

При определении географических границ рынка следует учитывать характер рынка, при котором хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов (продавец услуг), может предлагать свои услуги.

В соответствии со статьей 24.7 Закона № 89-ФЗ, статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники твердых коммунальных отходов, в том числе собственники помещений в многоквартирном доме, жилых домов, домовладений, лица, пользующиеся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющие коммунальные услуги, а также юридические лица, индивидуальные предприниматели, обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению  с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Население и юридические лица с положениями ЖК РФ и Закона об отходах, а также в соответствии с пунктом 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, не имеют возможности заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с иными хозяйствующими субъектами, кроме как с региональным оператором, определенным для соответствующей зоны деятельности.

Согласно Закону об отходах зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей.

Зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами.

Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.

По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Региональный оператор вправе осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории иного субъекта Российской Федерации в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами и с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации.

Согласно Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Кабардино-Балкарской Республике, утвержденной постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 30.06.2020 №138-ПП (далее – Территориальная схема), в регионе формируется новая система обращения с ТКО на всей территории Республики, которая включает в себя 3 зоны деятельности.

  В зону деятельности № 1 входят: городской округ Нальчик; сельское поселение Анзорей; сельское поселение Аргудан; сельское поселение Верхний Лескен; сельское поселение Второй Лескен; сельское поселение Ерокко; сельское поселение Озрек; сельское поселение Хатуей; сельское поселение Ташлы-Тала; сельское поселение Урух; городское поселение Кашхатау; сельское поселение Аушигер; сельское поселение Бабугент; сельское поселение Безенги; сельское поселение Верхняя Балкария; сельское поселение Верхняя Жемтала; сельское поселение Герпегеж; сельское поселение Жемтала; сельское поселение Зарагиж; сельское поселение Карасу; городское поселение Нарткала; сельское поселение Герменчик; сельское поселение Кахун; сельское поселение Морзох; сельское поселение Нижний Черек; сельское поселение Псыгансу; сельское поселение Псыкод; сельское поселение Псынабо; сельское поселение Старый Черек; сельское поселение Урвань; сельское поселение Черная Речка; сельское поселение Шитхала.

В зону деятельности № 2 входят: Городской округ Прохладный; городское поселение Майский; сельское поселение станица Александровская; сельское поселение станица Котляревская; сельское поселение Ново-Ивановское; сельское поселение Октябрьское; сельское поселение Алтуд; сельское поселение станица Екатериноградская; сельское поселение Заречное; сельское поселение Красносельское; сельское поселение Дальнее; сельское поселение Карагач; сельское поселение Малакановское; сельское поселение Ново-Полтавское; сельское поселение Благовещенка; сельское поселение станица Приближная; сельское поселение Прималкинское; сельское поселение Пролетарское; сельское поселение Псыншоко; сельское поселение Советское; сельское поселение станица Солдатская; сельское поселение Ульяновское; сельское поселение Учебное; сельское поселение Черниговское; сельское поселение Янтарное; городское поселение Терек; сельское поселение Арик; сельское поселение Белоглинское; сельское поселение Верхний Акбаш; сельское поселение Верхний Курп; сельское поселение Дейское; сельское поселение Джулат; сельское поселение Интернациональное; сельское поселение Красноармейское; сельское поселение Инаркой; сельское поселение Нижний Курп; сельское поселение Новая Балкария; сельское поселение Ново-Хамидие; сельское поселение Плановское; сельское поселение Тамбовское; сельское поселение Терекское; сельское поселение Урожайное; сельское поселение Хамидие.

В зону деятельности № 3 входят: городской округ Баксан; сельское поселение Баксаненок; сельское поселение Верхний Куркужин; сельское поселение Жанхотеко; сельское поселение Заюково; сельское поселение Кишпек; сельское поселение Кременчуг-Константиновское; сельское поселение Куба-Таба; сельское поселение Куба; сельское поселение Атажукино; сельское поселение Исламей; сельское поселение Нижний Куркужин; сельское поселение Псыхурей; сельское поселение Псычох; городское поселение Залукокоаже; сельское поселение Белокаменское; сельское поселение Залукодес; сельское поселение Зольское; сельское поселение Каменномостское; сельское поселение Камлюково; сельское поселение Кичмалка; сельское поселение Малка; сельское поселение Приречное; сельское поселение Псынадаха; сельское поселение Сармаково; сельское поселение Светловодское; сельское поселение Совхозное; сельское поселение Хабаз; сельское поселение Шордаково; сельское поселение Этоко; городское поселение Чегем; сельское поселение Верхне-Чегемское; сельское поселение поселок Звездный; сельское поселение Лечинкай; сельское поселение Нартан; сельское поселение Нижний Чегем; сельское поселение Хушто-Сырт; сельское поселение Чегем-Второй; сельское поселение Шалушка; сельское поселение Яникой; городское поселение Тырныауз; сельское поселение Бедык; сельское поселение Былым; сельское поселение Верхний Баксан; сельское поселение Кенделен; сельское поселение Лашкута; сельское поселение Эльбрус.

 

Учитывая такую специфику, географические границы рынка услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов следует считать местными (локальными). В рамках проведения данного анализа географическими границами рынка услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов приняты 3 зоны деятельности региональных операторов, определенные Территориальной схемой.

 

4. Определение состава хозяйствующих субъектов,

 

В соответствии с пунктом 30 статьи 12 Закона о лицензировании лицензированию подлежит деятельность по сбору и транспортированию отходов I - IV классов опасности.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарных рынках, включаются хозяйствующие субъекты, предоставляющие услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов и имеющих лицензию на деятельность по сбору и транспортированию отходов I - IV класса опасности, а также хозяйствующие субъекты, осуществляющие сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов V класса опасности.

В каждом субъекте Российской Федерации региональные операторы определяются в результате проведения конкурсного отбора.

Стоит отметить, что в настоящее время, в субъектах Российской Федерации отсутствует система раздельного сбора ТКО.

Согласно пункту 1 статьи 24.6 Закона об отходах, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами.

В соответствии с частью 4 статьи 24.7 Закона об отходах собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Согласно пункту 23 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, в целях обеспечения транспортирования твердых коммунальных отходов региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, на основании договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов по цене, определенной сторонами такого договора, за исключением случаев, когда цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов.

 

Таким образом, деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами или операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющими деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, на основании договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов.

В 1 полугодии 2018 года Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики провело конкурсы по отбору региональных операторов в каждой из трех зон деятельности регионального оператора.

При проведении торгов 28.04.2018г. по отбору регионального оператора Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики в конкурсной документации массу образования отходов по зонам деятельности регионального оператора указало следующую:

- зона деятельности №1  - - тн (46,3 %);

- зона деятельности №2  - - тн (22,9 %);

- зона деятельности №3  - - тн (30,8 %).

По их результатам подписаны соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на  территории Кабардино-Балкарской Республики:

по зоне № 1 – с ООО «Экологистика» № 1 от 28.04.2018;

по зоне № 2 – с ООО «Экологистика» № 2 от 28.04.2018;

по зоне № 3 – с ООО «Экологистика» № 3 от 28.04.2018.

Таким образом ООО «Экологистика» является региональным оператором по обращению с ТКО в каждой из трех зон деятельности Кабардино-Балкарской Республики, а также является единственным покупателем услуг на рынке по обращению с твердыми коммунальными отходами по отношению к операторам по обращению ТКО.

В соответствии с частью 4 статьи 27.7 Закона об отходах собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО и не вправе отказываться от заключения таких договоров.

В Кабардино-Балкарской Республике практически в каждом населенном пункте имеется своя свалка. При этом 75 процентов населенных пунктов республики охвачены централизованной системой сбора и вывоза отходов, что является одним из самых высоких показателей в Российской Федерации.

В Кабардино-Балкарской Республике существует два объекта размещения отходов - полигоны ТБО в с. Урвань и с. Пролетарское. В с. Урвань установлено современное оборудование для сортировки мусора, существуют несколько объектов по утилизации отходов, в частности отходов стекла, пластика, бумаги и картона.

Согласно Правилам № 1156, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования.

В Кабардино-Балкарской Республике Министерство строительства жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики является уполномоченным исполнительным органом государственной власти по разработке схемы обращения с отходами, которая утверждается постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики.

В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 № 1130 «О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем» территориальная схема включает следующие разделы:

а) нахождение источников образования отходов;

б) количество образующихся отходов;

в) целевые показатели по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов;

г) места накопления отходов;

д) места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов;

е) баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов;

ж) схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов;

з) данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов;

и) оценка объема соответствующих капитальных вложений в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов;

к) прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами;

л) сведения о зонах деятельности региональных операторов;

м) электронная модель территориальной схемы;

н) приложения.

Необходимо отметить, что хозяйствующие субъекты – транспортировщики определяются несколькими способами.

1) Частью 3 статьи 24.8 Закона об отходах установлено, что Правительство Российской Федерации определяет случаи, при которых цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов, и устанавливает порядок проведения таких торгов, в том числе определяет случаи, когда условия проведения таких торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и устанавливает порядок этого согласования.

На основании указанной нормы Правилами проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 № 1133 (далее – Правила № 1133), установлены порядок проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее соответственно - торги, региональный оператор), случаи, при которых цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов, в том числе случаи, когда условия проведения торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также порядок такого согласования.

В соответствии с пунктом 3 Правил № 1133 цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов в следующих случаях:

а) если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации;

б) если требование к формированию по результатам торгов цен на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора было установлено при проведении конкурсного отбора регионального оператора и определено в соглашении, заключенном между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональным оператором.

Следует отметить, что в силу пункта 10 Правил № 1133 региональный оператор обязан провести аукцион в случаях, установленных:

         а) подпунктом «а» пункта 3 Правил № 1133, - в отношении территорий, на которых образуется не менее 50 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся в зоне деятельности регионального оператора;

         б) подпунктом «б» пункта 3 Правил № 1133, - в отношении территорий, указанных в документации об отборе при проведении конкурсного отбора регионального оператора и соглашении с субъектом Российской Федерации.

Таким образом, в случае если в документации об отборе при проведении конкурсного отбора регионального оператора и в соглашении с субъектом Российской Федерации указано, что региональный оператор должен провести торги на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов в отношении всей территории, региональный оператор обязан соблюдать указанные положения и провести торги в отношении всей территории субъекта Российской Федерации, соблюдая принципы, указанные в пункте 9 Правил № 1133.

Необходимо отметить, что пунктом 9 Правил № 1133 установлено, что в отношении не менее 15 процентов объема услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, выделенных в отдельные лоты в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, проводятся аукционы, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Пунктом 4 Правил № 1133 установлено, что торги проводятся в форме аукциона в электронной форме в порядке, установленном Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), с учетом особенностей, предусмотренных Правилами № 1133.

02.01.2021 вступили в силу изменения в Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ), в соответствии с которыми положения статьи 1 закона № 223-ФЗ распространяются на лиц, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере обращения с ТКО.

В случаях, не попадающих под требования, установленные Правилами № 1133, а также под действие Закона № 44-ФЗ, региональный оператор обязан руководствоваться положениями Закона № 223-ФЗ.

2) В соответствии с пунктом 13 Правил № 1133 в случае если аукцион, в том числе аукцион, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, признан несостоявшимся по основаниям, указанным в части 8 статьи 52 Закона № 44-ФЗ, организатор аукциона вправе самостоятельно (без привлечения операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов) обеспечить транспортирование твердых коммунальных отходов на условиях и по цене, не превышающей цену предмета несостоявшегося аукциона, или проводит новый аукцион.

Процедура признания аукциона несостоявшимся урегулирована статьей 52 Закона № 44-ФЗ. Указанные положения необходимо применять с учетом пункта 13 Правил проведения торгов.

Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО в границах зоны деятельности региональных операторов осуществляется ими в соответствии с Правилами № 1156.

Покупателями товара (услуги) по транспортированию являются региональные операторы.

Конкретный перечень хозяйствующих субъектов, предоставляющих анализируемые услуги определен в результате анализа следующих материалов:

1) информации из реестра лицензий, представленных Управлением Росприроднадзора по КБР;

2) информации из территориальной схемы обращения с отходами, разработанной и утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

3) информации регионального оператора ООО «Экологистика».

Управлением Росприродназора КБР из реестра лицензий представлена информация о 47 хозяйствующих субъектах, имеющих действующие  в 2021 году лицензии по сбору и транспортированию отходов I-IV классов опасности:

ООО «Диск Строй», АО «ПРТК», ООО «Перспектива XXI век», ООО «Юг-Стройторг», ООО «Вершина», ООО «Трансстройторг», ООО «Гарант» (ИНН 726000716),  ООО «Зеленая марка», ООО «ЭкоТранс»,  ООО «Эконова»,  ООО «Экосистема»,  ИП Султанова А.М.,  ООО «ЭкоГранд», ООО «Эко-Плюс»,  ООО «Строй-К»,  МАУ «Парк мира, культуры и отдыха г.о. Баксан»,  ООО «Зеленый город»,  ООО ПКФ «Наль-Вторцветмет», МУП «Парк культуры и отдыха г.п. Терек»,  ООО «Гарант» (ИНН 702009389),  ООО «Согласие», ООО «Экосервис»,  ИП Соблиров О.А.,  ИП Бадраков С.М., МУП «Гюльчю-суу»,  ИП Гавриш С.Ю.,  МУП ЖКХ «Нартан»,  ООО «Урвантранссервис», ООО «Родник»,  ИП Нагоев М.Н.,  КФХ Гязов А.Р.,  ИП Мизов З.Ж.,  МУП «Чистый город», ООО «Чистый Эльбрус», ООО «Экокроп», ООО Стройкоммунсервис»,  Пограничное управление ФСБ Росии по КБР, ООО «ЮНК», МП «Управляющая компания Прохладненский Водоканал», ООО «Экологистика»,ООО «Эко-Мед», МУП «Цветущий сад», МУП «Экотехпром», ООО «АКВАГАЗСЕРВИС», ООО «КОМПЛЕКССТРОЙИНВЕСТ», ООО «Трио», ООО «КЛЕВЕР».  

ООО «Экологистика» представлена информация о хозяйствующих субъектах,  предоставивших ООО «Экологистика» услуги по сбору, транспортированию отходов на территории Кабардино-Балкарской Республики в 2021 году на договорной основе:

в зоне № 1 – ООО «Гарант», ООО «Зеленая марка»;

в зоне № 3 – ООО «Гарант», ООО «Зеленая марка».

28 декабря 2020 года ООО «Экологистика» проведены закупки оказания услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в зоне № 1, выделенных в 4 лота и в зоне № 3, выделенных в 3 лота. По всем лотам закупки признаны несостоявшимися, 25 февраля 2021 года по 07 марта 2021 года соглашения заключены с единственными поставщиками ООО «Гарант», ООО «Зеленая марка».

В зоне №2 сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов ООО «Экологистика» осуществляло самостоятельно.

     

5. Расчет объема товарных рынков и долей

хозяйствующих субъектов на рынках

 

Расчет общего объема рассматриваемого рынка, определенного в продуктовых и географических границах, и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется на основании объема товара.

Количественной характеристикой объема рынка услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов (Vm) является общий объем по сбору и транспортированию отходов в натуральных показателях (тыс. куб. м и тоннах) и стоимостных показателях (цена услуги).

В зоне деятельности №2 региональный оператор ООО «Экологистика» не подпадает под действие пункта 3 Правил № 1133 и обеспечивает транспортирование твердых коммунальных отходов самостоятельно, в указанном случае доля хозяйствующего субъекта (регионального оператора) в натуральном выражении - исполнителя на рассматриваемых товарных рынках (Di) составляет 100%.

В Кабардино-Балкарской Республике общий объем рынка услуг по сбору и транспортированию ТКО в 2021 году составил 1969,34 тыс. куб.м или 287525,2 тонн, по зонам деятельности:

- в зоне деятельности № 1 – 937,37 тыс.куб.м (136856,81 тн);

- в зоне деятельности № 2 – 410,16 тыс.куб.м (59883,46 тн);

- в зоне деятельности № 3 – 621,81 тыс.куб.м (90784,93 тн).

По результатам проведенных закупок  услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в зонах деятельности № 1 и № 3 региональным оператором ООО «Экологистика» контракты заключены с  поставщиками ООО «Гарант», ООО «Зеленая Марка».

В случае если сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов обеспечивает/ют операторы твердых коммунальных отходов по заключенным договорам с региональным оператором, то доля хозяйствующего субъекта в натуральном выражении - исполнителя на рассматриваемых товарных рынках (Di) определяется как отношение объема услуг по сбору и транспортированию отходов хозяйствующим субъектом к общему объему услуг по сбору и транспортированию отходов (Di = Vi / Vm).

В случае если сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов обеспечивает/ют операторы твердых коммунальных отходов, а именно субъекты малого и среднего предпринимательства по заключенным договорам с региональным оператором, то доля хозяйствующего субъекта (субъекта малого и среднего предпринимательства) в натуральном выражении - исполнителя на рассматриваемых товарных рынках (Dj) определяется как отношение объема услуг по сбору и транспортированию отходов хозяйствующим субъектом (субъектом малого и среднего предпринимательства) к общему объему услуг по сбору и транспортированию отходов (Dj = Vj / Vm).

 

В зоне деятельности №1сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов обеспечивали субъекты малого и среднего предпринимательства ООО «Гарант» в объеме 656,34 тыс.куб.м,  ООО «Зеленая марка» 281,03 тыс.куб.м.

Доля ООО «Гарант»:  D1 =656,34/937,37=0,7

Доля ООО «Зеленая марка»: D2 =281,03/937,37=0,3

В зоне деятельности №2 сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов обеспечивало ООО «Экологистика» в объеме 410,16 тыс.куб.м (доля 1,0).

В зоне деятельности №3 сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов обеспечивали субъекты малого и среднего предпринимательства ООО «Гарант» в объеме 91,46 тыс.куб. м., ООО «Зеленая марка» 530,35 тыс.куб.м.

Доля ООО «Гарант»:  D1 =91,46/621,81=0,15

Доля ООО «Зеленая марка»: D2 =530,35/621,81=0,85

 

 

6. Определение барьеров входа на товарные рынки

 

Проводится анализ существующих в каждом из муниципальных районов и городских округов барьеров входа на рынок услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных услуг, в том числе:

а) административные ограничения (условия лицензирования отдельных видов деятельности; экологические ограничения, проведение конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, согласно Постановлению № 881, получение тарифа на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и включение в территориальную схему по обращению с твердыми коммунальными отходами и т.д.);

б) экономические ограничения (необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений; ограниченная доступность финансовых ресурсов и более высокие издержки привлечения финансирования для потенциальных участников по сравнению с хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке и т.д.);

Например стоимость Мусоровоза Scania P 360 составляет 7 250 000 ₽.

в) наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов, которое приводит к созданию барьеров входа на рынок.

Так, необходимо отметить, что Законом № 89-ФЗ региональным операторам не запрещено привлекать к оказанию услуг по транспортированию ТКО своих аффилированных лиц.

 

7. Определение уровня концентрации товарных рынков

 

Определение уровня концентрации товарных рынков осуществляется в соответствии с требованиями Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке».

В соответствии с пунктом 7.1. Порядка проведения анализа рынка,
для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR) – сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке;

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) – сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

высокий – при 70% <=  <= 100% или 2000 <= HHI <= 10000;

умеренный – при 45% <=  < 70% или 1000 <= HHI < 2000;

низкий – при  < 45% или HHI < 1000.

 

В географических границах зоны деятельности регионального оператора № 1

 

 коэффициент рыночной

концентрации (CR)

индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI)

70%

5800

 

В географических границах зоны деятельности регионального оператора № 2

 

 коэффициент рыночной

концентрации (CR)

индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI)

100%

10000

 

В географических границах зоны деятельности регионального оператора № 3

 

 коэффициент рыночной

концентрации (CR)

индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI)

85%

7225

 

В результате анализа конкурентной среды на рынках услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в трех зонах деятельности регионального оператора на территории Кабардино-Балкарской Республики, уровни концентрации указанных рынков являются высококонцентрированными.

 

8. Практика применения антимонопольного законодательства.

(Указывается информация о выданных предостережениях, предупреждениях, о возбужденных делах и выданных по итогам их рассмотрения предписаний)

 

В 2021 году Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике возбуждено дело № 007/01/10-988/2020 по признакам нарушения ООО «Экологистика» пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с созданием препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам - организациям, осуществляющим свою деятельность в области транспортирования твердых коммунальных отходов на территории 1-ой и 3-ей зон Кабардино-Балкарской Республики, предписание не выдавалось. По указанному решению кассационная жалоба ООО «Экологистика» в отношении решения Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 14.10.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда  находится на рассмотрении в Арбитражном суде Северо-Кавказского округа.

 

9. Представление отчетных данных

 

По результатам проведения анализа в ФАС России представляется Аналитический отчет о состояния конкуренции на рынках услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, в котором приводятся результаты проведенного анализа и заполненный шаблон «FAS.INFO.TKO.FAST.2021».