Включение хозсубъектов в региональный реестр ФАС России

В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004г. № 331, одним из полномочий федерального антимонопольного органа (его территориальных органов) в установленной сфере деятельности является ведение реестра хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих на рынке определенного товара долю в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, предусмотренный ч.1 ст.23 Федерального закон а от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции). Порядок формирования и ведения указанного реестра устанавливается Правительством Российской Федерации.

Реестр является государственным информационным ресурсом и представляет собой базу данных о хозяйствующих субъектах, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее – Реестр).

В соответствии со ст.5 Закона о защите конкуренции доминирующем положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц), доля которого на рынке определенного товара составляет 50% и дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке определяется антимонопольным органом по результатам анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции, который проводится в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

При исследовании товарного рынка используются понятия, соответствующие положениям нормативных правовых актов Росстата, Росстандарта, ФТС России и т.д.:

- товарным рынком признается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), которая подразделяется на следующие виды:

- реализация хозяйствующим субъектом продукции, работы, услуги собственного производства от собственного имени и за свой счет, - с кодом ОКВЭД производству продукции, работе, услуге (ОКУН);

- оптовая или розничная торговая деятельность (далее – торговля), то есть перепродажа хозяйствующим субъектом продукции, закрепленной у производителя, от собственного имени и за свой счет, - с кодом ОКВЭД по оптовой или розничной торговле.

В конкретном анализе под хозяйствующим субъектом обычно понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации - участник сферы обращения товара (товарного рынка) как собственного товара, реализующий товар собственного производства либо приобретающий товар для предпринимательских нужд, в том числе для перепродажи.

Понятие «группа лиц» для рассматриваемой задачи должно соответствовать следующим условиям:

установленная принадлежность хозяйствующих субъектов к группе лиц согласно основаниям, указанным в статье 9 Закона о защите конкуренции,

принадлежность к одному виду рынка, то есть наличие одинакового кода ОКВЭД относительно одного и того же товара ( по кодам ОКПД, ОКУН, ТН ВЭД).

По результатам проведенного анализа составляется аналитический отчет, в котором приводятся результаты проведенного анализа, издаются приказы, актуализирующие Региональный раздел Реестра.

Включение хозяйствующего субъекта (группы лиц) в Реестр налагает на него определенные обязательства. Так, в рамках контроля за экономической концентрацией с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются создание и реорганизация коммерческих организаций, включенных в Реестр, а так же сделки с акциями (долями), имуществом таких организаций (статьи 27- 35 Закона о защите конкуренции).

Кроме того, на хозяйствующих субъектов (групп лиц), включенных в Реестр, налагается обязанность по предоставлению статистической отчетности в антимонопольный орган по форме № 1-МОН, заполняемый в соответствии с приказом Федеральной антимонопольной службой от 02.12.2010 № 685.