По мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены установлением в документации о закупке требований к товару без возможности предоставления аналога (эквивалента)

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

 

Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее - Комиссия), при участии представителя – Публичного акционерного общества  «НК «Роснефть» - Кабардино-Балкарская Топливная Компания»  (далее – заказчик), в отсутствии заявителя - Индивидуального предпринимателя Старостина С.В. (далее - заявитель),рассмотрев жалобу заявителя на действия заказчика при проведении закупки способом открытого запроса цен «Поставка специализированных ингредиентов для кофейных аппаратов для реализации на АЗС/АЗК и предоставление в безвозмездное пользование кофейных автоматов для приготовления кофейных напитков для нужд ПАО «НК «Роснефть» - КБТК» (далее – закупка, запрос цен), руководствуясь Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках),  ст.18.1 Федеральным законом от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),установила:

В Кабардино-Балкарское УФАС России 25.04.2016 года поступила жалоба заявителя. По мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены установлением в документации о закупке требований к товару без возможности предоставления аналога (эквивалента) товара, что, по мнению заявителя, необоснованно и нарушает антимонопольное законодательство. Заявитель просит Комиссию внести изменения в документацию о закупке и провести проверку на наличие заинтересованности должностных лиц заказчика в проведении закупки под определенного поставщика.

Представитель заказчика просил признать жалобу необоснованной по основаниям указанным в отзыве на жалобу от 04.05.2016г. №АФ-16/697 и письма от 05.05.2016г. №АФ-06/706.

Рассмотрев доводы заявителя указанные в жалобе, заказчика и изучив материалы дела, а так же Положения о закупке заказчика, Комиссия пришла к следующим выводам.

В силу ч.1 и 2 ст.2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч.3 ст.2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно ч.3 ст.3 Закона о закупках, в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Положением о закупке ОАО «НК Роснефть» предусмотрен способ закупки – открытый запрос цен (абз. «б» п.п. 5.1.1.1 п.5.1 главы 5 Положения).

Ч.10 ст.3 Закона о закупках предусмотрено право участника закупки обжаловать в антимонопольный орган действия (бездействие) заказчика при закупке и указан перечень случаев, при которых участник закупки вправе обжаловать действия (бездействие) заказчика в антимонопольный орган. Порядок рассмотрения таких жалоб, согласно названной норме, устанавливается антимонопольным органом. В силу ч.1 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством РФ, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, по правилам названной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках. В ст.18.1 Закона о защите конкуренции не содержится исключений относительно порядка рассмотрения жалоб для отдельных форм проведения закупок.

Согласно ч.17 ст.18.1. Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

В силу ч.20 ст.18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п.3.1 ч.1 ст.23 Закона о защите конкуренции.

19.04.2016г. на официальном сайте Единой информационной системе  в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) заказчик разместил открытый запрос цен с начальной (максимальной) ценой договора 995 500,00 рублей. Согласно извещению о закупке: Дата и время окончания подачи заявок - 26.04.2016г. в 18:00; Дата и время рассмотрения заявок- 27.04.2016г. в 10:00; Дата и время подведения итогов - 28.04.2016г. в 12:00.

В Блоке 7 «техническое задание» документации о закупке предусмотрено следующие требования к продукции:

 

Наименование товаров

Количество (шт.)

 

 

1.       

 NESCAFE ALEGRIA Intense КофеРаст 500г

220

2.       

NESTLE ALEGRIA Смесь МолСухОбезж 500г

210

3.       

NESTLE ALEGRIA КакаоНапитРаст 1кгP15XE

110

4.       

NESCAFE FRAPPE VANILLOCCINO 1кг (Капучино)

100

5.       

NESTEA Lemon 1kg RS (Чай)

100

6.       

NESCAFE AlegriaСахарПакетированный 500x5г

25000

7.       

NESCAFE Cтакан Бумажный 175мл 100Шт

20000

8.       

NESCAFE Бумажный Стакан 50шт 250мл

15000

9.       

NESCAFE Крышка Пластик 100 Штук

20000

10.   

NESCAFE КрышкаПластикГранде 80мм 10х100шт

15000

 

Итого:

95740

Подпунктом 10.5.3.3 Положения предусмотрено, что допускается в требованиях к продукции указывать товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя. При этом в требованиях может содержаться указание на приемлемость «аналога» или «эквивалента» за исключением следующих случаев:

-при закупке запасных частей или расходных материалов для оборудования, находящегося на гарантии, если использование именно таких запасных частей или расходных материалов предусмотрено условиями гарантии, конструкторской документацией, технической и эксплуатационной документацией;

-если закупаемые товары будут использоваться только во взаимодействии с товарами, уже используемыми либо планируемыми к приобретению Заказчиком, и при этом уже используемые товары несовместимы с товарами других товарных знаков;

-при закупке продукции с целью дальнейшей реализации по договорам, заключенным с ОАО «НК «Роснефть», Обществами Группы, а также для продажи в розницу (в том числе на автозаправочных комплексах и станциях);

-в случаях стандартизации (унификации) закупаемой продукции в соответствии с принятой Заказчиком технической политикой, иными ЛНД/РД;

-в иных случаях, определяемых ЛНД Заказчика.

В соответствии со ст.1 Закона о закупках целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Ст.3 Закона о закупках к принципам, которыми при закупке руководствуются заказчики, отнесены: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки. В положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Из приведенных положений следует, что требования к участникам закупки и товарам определяются, прежде всего, потребностями заказчика, а конкуренция обеспечивается тем, что эти требования должны быть изложены в документации о закупке и применяться в равной степени ко всем участникам закупки и предлагаемым ими товарам.

Закон не ограничивает заказчиков в правах по выявлению путем проведения закупки избранным заказчиком способом (в том числе иным чем аукцион или конкурс) круга лиц, обладающих товаром конкретных производителей и определенной торговой марки, соответствующим потребностям заказчика. Указанные в Законе хозяйствующие субъекты, как и иные субъекты предпринимательской деятельности, не могут быть ограничены в использовании в своей деятельности определенного товара, наиболее отвечающего их целям. При этом потенциальные участники должны принимать собственные меры и усилия, чтобы стать владельцем товара, соответствующего потребностям того или иного заказчика.

Довод заявителя жалобы основан на ошибочном мнении о наличии у него права навязать заказчику имеющиеся у заявителя товары, несмотря на то, что ограничение ассортимента товара заказчиком в данном случае экономически оправдано и не является необоснованным ограничением конкуренции. Требование к участникам о предложении товара определенной марки не может быть отнесено к неизмеряемым критериям, применение которых Законом о закупках запрещено, тогда как закупка товара определенной марки прямо запрещена ст.30 Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для заказчиков, работающих по правилам закона о контрактной системе.

Таким образом, заказчик с учетом отсутствия запрета в Законе о закупках, а также возможности предусмотренной положением о закупке (п.п.10.5.3.3 Положения -  при закупке продукции с целью дальнейшей реализации по договорам, заключенным с ОАО «НК «Роснефть», Обществами Группы, а также для продажи в розницу (в том числе на автозаправочных комплексах и станциях) вправе закупать товар определенной продукции.

Довод жалобы относительно наличия заинтересованности должностных лиц заказчика в проведении закупки под определенного поставщика Комиссией не рассматриваются. 

Комиссией установлено, что заказчик в своей закупочной деятельности руководствуется положением о закупке ОАО «НК Роснефть», то есть, присоединившись к данному положению согласно приказу от 30.06.2015г. №46-К.

Как указано в ч.3 ст.2 Закона о закупках положение о закупке утверждается:

1) высшим органом управления государственной корпорации или государственной компании в случае, если заказчиком выступает государственная корпорация или государственная компания;

2) руководителем унитарного предприятия в случае, если заказчиком выступает государственное унитарное предприятие или муниципальное унитарное предприятие;

3) наблюдательным советом автономного учреждения в случае, если заказчиком выступает автономное учреждение;

4) советом директоров (наблюдательным советом) хозяйственного общества в случае, если заказчиком выступает акционерное общество, либо в случае, когда уставом акционерного общества предусмотрено осуществление функций совета директоров (наблюдательного совета) общим собранием акционеров общества, коллегиальным исполнительным органом общества или при отсутствии коллегиального исполнительного органа общим собранием акционеров общества;

5) общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью в случае, если заказчиком выступает общество с ограниченной ответственностью, либо в случае, когда утверждение положения о закупке отнесено уставом общества с ограниченной ответственностью к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества или коллегиального исполнительного органа общества, советом директоров (наблюдательным советом) общества или коллегиальным исполнительным органом общества;

6) органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, в случае, если заказчиком выступает государственное бюджетное учреждение или муниципальное бюджетное учреждение.

В силу ст.17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно ч.4 ст.17 Закона о защите конкуренции нарушение правил, установленных ст.17 Закона о защите конкуренции, является основанием для признания судом соответствующих торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.

В соответствии с ч.5 ст.17 Закона о защите конкуренции положения ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции распространяются, в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о контрактной системе.

Таким образом, Комиссия усматривает признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях заказчика у которого отсутствует свое положение о закупках как у самостоятельного лица поименованного в ч.2 ст.1 Закона о закупках.

На основании изложенного, руководствуясь Законом о закупках и ст.18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия, решила:

1.Признать жалобу Индивидуального предпринимателя Старостина С.В.  не обоснованной.

2.Отменить приостановления открытого запроса цен №31603569059 «Поставка специализированных ингредиентов для кофейных аппаратов для реализации на АЗС/АЗК и предоставление в безвозмездное пользование кофейных автоматов для приготовления кофейных напитков для нужд ПАО «НК «Роснефть» - КБТК».

3.Передать материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о наличии признаков нарушения Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях Публичного акционерного общества  «НК «Роснефть» - Кабардино-Балкарская Топливная Компания».