Закончилась онлайн-конференция, проводимая отделом закупок УФАС по КБР

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Заместитель начальника отдела закупок Кабардино-Балкарского УФАС России Гаев Рамазан ответил на вопросы, касающиеся указаннной темы. Ответы на другие вопросы будут опубликованы в следующих конференциях.

 

1.Вопрос: Вправе ли УФАС на рассмотрении дела о включении подрядчика в РНП за ненадлежащее исполнение признавать неправомерным и односторонний отказ заказчика?

Не является ли дача оценки гражданско-правовым отношениям в таком случае исключительно полномочиями суда?

Ответ: Как указано в ч.1 ст.44 Закона 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

В силу ч.6 ст.104 Закона 44-ФЗ в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, а также обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в письменной форме.

Согласно п.4 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиком (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013г. №1062 (далее – ПП №1062) ведение реестра, в том числе включение (исключение) в реестр информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), осуществляется Федеральной антимонопольной службой.

Помимо проверки факта одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, в том числе и процедуры расторжения контракта, проводится внеплановая проверка определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п.2 ч.15 ст.99 Закона 44-ФЗ.

Таким образом, в полномочие антимонопольного органа с учетом положений ст.99, 104 и ПП №1062 входит проверка факта одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

 

2.Вопрос: Каков порядок заключения контракта в случае признания запроса котировок несостоявшимся (подана одна заявка, соответствующая требованиям заказчика)?

Ответ: В рассматриваемом случае заказчик обязан заключить контракт с единственным поставщиком на основании п.25 ч.1 ст.93 Закона 44-ФЗ, без согласования возможности заключения контракта с контрольным органом. Контракт может быть заключен не ранее чем через семь дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок и не позднее чем через двадцать дней с даты подписания указанного протокола (ч.13 ст.78 Закона 44-ФЗ).

 

3.Вопрос: в каких случаях, не обходимо направлять документы на согласование?

Ответ: в случаях указанных в п.25 ч.1 ст.93 Закона 44-ФЗ, в частности в случае признания несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, запроса предложения.

 

4.Вопрос: При проведении запроса котировок обязан ли заказчик устанавливать требование «участник не является оффшорной компанией»? Должен ли участник запроса котировок декларировать, что он не является оффшорной компанией?

Ответ: Требования к извещению о проведении запроса котировок установлены в ч.1 и 2 ст.73 Закона 44-ФЗ.

Прямой отсылочной нормы со ст.73 Закона 44-ФЗ к п.10 ч.1 ст.31 Закона 44-ФЗ нет, однако необходимо учитывать положения ч.3.1 ст.73 Закона 44-ФЗ, согласно которой участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок, считается представившим заказчику информацию о своем соответствии требованию, указанному в п.10 ч.1 ст.31 Закона 44-ФЗ.

Следовательно, участник закупки не обязан декларировать свое соответствие требованию, предусмотренному п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона 44-ФЗ. При этом, следует учесть, что согласно ч. 8.2 ст.31 Закона 44-ФЗ, заказчик проверяет соответствие участника запроса котировок, с которым заключается контракт, требованию, указанному в п.10 ч.1 ст.31 Закона 44-ФЗ, при заключении контракта.

 

5.Вопрос: нужно ли направлять в ФАС информацию для включения в РНП, в случае если заявке присвоен второй номер, и он уклонился от заключения контракта и контракт не заключен со вторым участником.

Ответ: Ч.4 - 6 ст.104 Закона 44-ФЗ установлены случаи направления заказчиком в контрольный орган в сфере закупок информации и документов, предусмотренных ст.104 Закона 44-ФЗ, а именно:

-в случае если контракт заключен с участником закупки, с которым в соответствии с Закона 44-ФЗ заключается контракт при уклонении победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от заключения контракта и заявке или предложению которого присвоен второй номер;

-в случае если единственный участник закупки, который подал заявку или предложение и с которым заключается контракт в случаях, предусмотренных п. 24 и 25 ч.1 ст.93 Закона 44-ФЗ, уклонился от заключения контракта;

-в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Таким образом, случай, при котором участник закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер, уклонился от заключения контракта и контракт не заключен со вторым участником, не относится к случаям направления заказчиком в контрольный орган в сфере закупок информации и документов, предусмотренных ст.104 Закона 44-ФЗ.

 

6.Вопрос: не соблюдения формы заявки, является ли основанием для отклонения первой части заявки участника аукциона?

Ответ: Нет, не является, так как ч.2 ст.64 Закона 44-ФЗ предусмотрено, что документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.

 

7.Вопрос: Какие необходимо представить документы для подтверждения статуса субъекта малого предпринимательства в соответствии с 44-ФЗ?

Ответ: Ч.3 ст.30 Закона 44-ФЗ в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства или же социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

Таким образом, ст.30 Закона 44-ФЗ установлено, что документом подтверждающим право участника закупки на получение преимуществ является декларация. Необходимость предоставления иных документов, подтверждающих статус такого участника как субъекта малого предпринимательства или же социально ориентированной некоммерческой организации, Законом 44-ФЗ не предусмотрено.

 

8.Вопрос: Вправе ли заказчик уменьшить цену контракта на сумму НДС?

Ответ: Согласно п.4 ст.3 Закона 44-ФЗ участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, любой участник закупки, в том числе, который применяет упрощенную систему налогообложения, вправе участвовать в закупке.

В соответствии с положениями Закона 44-ФЗ при осуществлении закупки в документации устанавливается начальная (максимальная) цена контракта. При установлении начальной (максимальной) цены заказчик должен учитывать все факторы, влияющие на цену: условия и сроки поставки, риски, связанные с возможностью повышения цены, и иные платежи, связанные с оплатой поставляемых товаров (работ, услуг).
как указано в ч.1 ст.34 Закона 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

На основании изложенного, с учетом положений Закона 44-ФЗ контракт заключается по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, вне зависимости от применения системы налогообложения у данного участника.
Таким образом, сумма налога на добавленную стоимость является прибылью победителя торгов, не являющегося плательщиком такого налога.
 

9.Вопрос: срок проверки для включения в РНП?

Ответ: Согласно ч.7 ст.10 Закона 44-ФЗ в течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку документов и информации. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.