Решение-Предписание по делу №ФЗ-223 07-02/15

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

 

 

 

 

Заявитель – ООО «Лидер»

 

Заказчик – Ф

usfsinur@mail.ru

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №ФЗ-223 07-02/15

 

22.09.2015г.                                                                                          г. Нальчик

резолютивная часть решения объявлена 22.09.2015г.

в полном объеме решение изготовлено 23.09.2015г.

Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее - Комиссия) в составе:

в отсутствии заявителя – Общества с ограниченной ответственностью «Лидер» (далее – заявитель, ООО «Лидер»), (далее - заказчик) и при участии,

рассмотрев жалобу заявителя на действия заказчика при проведении закупки способом запроса котировок №31502734353  «Право заключения Договора на оказание услуг по строительству блочно-модульной котельной и теплотрассы ФКУ ИК-1 УФСИН России по РСО-Алания» (далее – закупка, запрос котировок), руководствуясь Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках),  ст.18.1 Федеральным законом от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

установила:

 

В Кабардино-Балкарское УФАС России 14.09.2015г. поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении закупки.

По мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены предъявлением к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке, в частности в жалобе, указано про отсутствие видов допусков на виды работ, виды работ не требуют допусков, а также требования по лицензии установлено неправомерно, в связи с чем, заявитель просит отменить закупку.

Рассмотрев доводы заявителя указанные в жалобе и изучив материалы дела, а так же Положения о закупке заказчика, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. 07.09.2015г. 15:28  на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг - www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) заказчик разместил закупку №31502734353  «Право заключения Договора на оказание услуг по строительству блочно-модульной котельной и теплотрассы ФКУ ИК-1 УФСИН России по РСО-Алания» с начальной (максимальной) ценой договора 25 018 928,00 рублей. Согласно извещению о закупке: Дата и время окончания подачи заявок - 14.09.2015г. 17:00; Дата и время рассмотрения и оценки котировочных заявок - 15.09.2015г. в 09:00; Место рассмотрения и оценки котировочных заявок - 361423, КБР, Чегемский район, ул. Революционная 225, корп. 1.

Ч.1 ст.18.1 Закона о защите конкуренции, предусмотрено, что по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством РФ, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу ч.1 и 2 ст.2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч.3 ст.2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупке заказчика размещено на официальном сайте 02.10.2012г. 12:17, в действующей редакции Положение размещено от 14.02.2014г. 14:02.

Согласно ч.3 ст.3 Закона о закупках, в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Положением о закупке заказчика предусмотрен способ закупки – запрос ценовых котировок (глава 12 Положения), однако в функциональной части официального сайте в разделе «Способы закупки» предусмотрен для заказчика только способ закупки «Открытый аукцион в электронной форме».

2.В соответствии с п.3 ч.9 ст.4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

Согласно п.1 ч.10 ст.4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с пунктом 1.2 технического задания для подтверждения соответствия требованиям извещению участник закупки в составе заявки на участие в запросе котировок должен приложить, в том числе:

-учредительные документы;

-допуски СРО;

-лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг по монтажу оборудования котельных и производству строительно-монтажных работ на выполнение данного вида услуг;

-основные технические характеристики и укомплектованность (с подробным описанием) предлагаемой котельной с указанием сроков поставки и монтажа.

Вместе с тем, из извещения не представляется возможным сделать вывод о том, свидетельствами о допуске к каким именно видам работ, должен обладать участник запроса котировок для соответствия требованиям пункта 1.2 технического задания.

 

Извещение о закупке должно содержать сведения о предмете договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг (п.4 ч.1 ст.3 Закона о закупках).

Документация о закупке должна содержать сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям (п.9 ч.10 ст.4 Закона о закупках).

Учитывая изложенное, указанные действия заказчика нарушают требования п.3 ч.9 ст.4, п.9 ч.10 ст.4 Закона о закупках.

3.Техническим заданием предусмотрено выполнение работ по газоснабжению, водоснабжению, электроснабжению и т.д. требующие наличия свидетельства о допуске к видам работ согласно приказу Минрегиона РФ от 30.12.2009г. №624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».

Следовательно, довод заявителя, что виды работ не требуют наличия допусков к видам работ не нашел своего подтверждения. 

4.Ст.12 Федерального закона от 04.05.2011г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) установлен перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии.

В силу п.15 ч.1 ст.12 Закона о лицензировании деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.

Пунктом 3 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011г. №1225, установлено, что лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг согласно приложению.

Приложением к Положению в состав лицензируемого вида деятельности включены работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем пожаротушения и их элементов.

Согласно ч.3 ст.52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.

Данной нормой предусмотрена возможность выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно лицом, осуществляющим строительство, и (или) с привлечением других лиц.

В соответствии с ч.3 ст.52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.

При этом в соответствии с ч.3.1 ст.52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Из содержания ч.1 ст.2 Закона о закупках следует, что правовая основа закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц не ограничивается регулированием нормами данного закона.

В соответствии со ст.10 Гражданского кодекса РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Ч.1, 5 ст.17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен и иных проводимых в соответствии с Законом о закупках запрещено совершать действия, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7).

При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны обеспечить равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (ч.1 ст.3 Закона о закупках).

П.9 ч.10 ст.4 Закона о закупках заказчику предоставлено право установить в документации о закупке требования к участникам закупки и перечню документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Предоставленное заказчику право предъявлять к участникам закупки определенные требования должно реализовываться в системе действующего правового регулирования с учетом установленных Законом о закупках принципов, а также запретов, перечисленных в ст.17 Закона о защите конкуренции. Реализация заказчиком полномочий, предоставленных ему Законом о закупках, в ущерб конкуренции при проведении закупок является недопустимой.

Следовательно, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации, является обязательное наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства.

В соответствии с законодательством о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией (например, услуги по сбору, транспортировке отходов, услуги по монтажу пожарной сигнализации).

Таким образом, в случае если в один лот со строительными работами включены иные работы или услуги, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии и которые могут выполняться (оказываться) посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией (например, услуги по сбору, транспортировке отходов; услуги по монтажу пожарной сигнализации), то установление требования о выполнении таких работ или услуг лицом, осуществляющим строительство, лично, и, соответственно, установление требования о предоставлении в составе заявки копии соответствующей лицензии является нарушением п.9 ч.10 ст.4 Закона о закупках, а также наличие признаков нарушения ст.17 Закона о защите конкуренции.

5.Согласно извещению, документации предметом договора является строительство блочно-модульной котельной и теплотрассы  ФКУ ИК-1 УФСИН России по РСО-Алания.

Как указано в пункте 8 извещения для определения начальной (максимальной) цены договора  была  использована проектно-сметная документация  в соответствии, с которой стоимость  работ составляет 25 018 928, 00.

Требования к укомплектованности котельной установлены по проектно-сметной документации.

В пункте 4.3 проекта договора предусмотрено: Применяемые материалы, изделия и оборудование, предназначенные для оказания услуг в соответствии с проектно-сметной документацией и положениями действующих в Российской Федерации нормативных документов и правил, должны соответствовать ГОСТам и должны быть разрешены к применению в Российской Федерации.

Сфера строительства включает три области деятельности:

- инженерные изыскания,

- подготовка проектной документации,

- строительство, реконструкция, капитальный ремонт.

Согласно ч.1 ст.743 Гражданского кодекса РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

В соответствии с ч.6 ст.52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии, в том числе, с проектной документацией.

При этом согласно ч.2 ст.48 Градостроительного Кодекса РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Отсутствие проектной документации на официальном сайте, приводит к невозможности формирования участниками закупки предложения по исполнению договора.

Таким образом, отсутствие проектной документации в составе закупочной документации на строительство объекта означает, что заказчик, организатор закупки не установили требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого договора, лишает участника закупки обоснованно сформировать свое предложение и не соответствует п.1 ч.10 ст.4 Закона о закупках.

6.Согласно ч.10 ст.4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

-сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота) (п.5 ч.10 ст.4 Закона о закупах),

-порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей) (п.7 ч.10 ст.4 Закона о закупах).

Учитывая, что проектно-сметная документация, на основании которой должны выполняться работы, являющиеся предметом закупки, на официальном сайте в составе извещения и документации не размещена, извещение и документация не отражает порядок формирования начальной (максимальной) цены договора, заключаемого по итогам запроса котировок.

Таким образом, указанные действия заказчика нарушают требования п.7 ч.10 ст.4 Закона о закупках.

7.Пунктом 12 извещения предусмотрено, что договор  подписывается:

-победителем запроса котировок после 3 (трех) рабочих дней со дня размещения на  сайте предприятия протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок;

-участником процедуры закупки, котировочной заявке которого присвоено второе место (в случае уклонения победителя запроса котировок от заключения Договора) в течение 3 (трех) рабочих дней со дня передачи такому участнику проекта Договора;

-единственным участником размещения заказа - в течение 3 (трех) рабочих дней со дня передачи такому Участнику проекта Договора.

Тогда как, в пункте 12.19 Положения о закупке заказчика указано: В случае если победитель запроса котировок в течение пяти рабочих дней не направит Заказчику подписанный договор, либо не предоставит протокол разногласий, победитель запроса котировок считается уклонившимся от заключения договора.  

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом  информационной открытости закупки.

Сведения в части заключения контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок противоречат сведения Положения о закупке заказчика.

8.В нарушение ч.7 ст.3 Закона о закупках в пункте 20 извещения установлено требования к участникам закупки о соответствии требованиям Федерального закона от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в части отсутствия сведений об участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков.

  При закупке заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном ст.5 Закона о закупках, и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ч.7 ст. 3 Закона о закупках).

9.Вышеуказанные действия заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст.7.32.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь Законом о закупках и ст.18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

1.Признать жалобу ООО «Лидер» обоснованной в части не указания видов допусков к строительным видам работ и указания требования по лицензии.

2.Признать в действиях Федеральное государственное унитарное предприятие «Управление строительства по Северо-Кавказскому федеральному округу Федеральной службы исполнения наказаний» нарушение части 7 статьи 3, пункта 3 части 9 статьи 4, пунктов 1, 7, 9 частей 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3.Выдать Федеральному государственному унитарному предприятию «Управление строительства по Северо-Кавказскому федеральному округу Федеральной службы исполнения наказаний» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

4. Передать соответствующему должностному лицу Кабардино–Балкарского УФАС России материалы дела №ФЗ-223 07-02/15 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заявитель – ООО «Лидер»

 

Заказчик – Ф

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу №ФЗ-223 07-02/15

 

22.09.2015г.                                                                                          г. Нальчик

резолютивная часть предписания объявлена 22.09.2015г.

в полном объеме предписание изготовлено 23.09.2015г.

Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее - Комиссия) в составе:

в отсутствии заявителя – Общества с ограниченной ответственностью «Лидер» (далее – заявитель, ООО «Лидер»), заказчик и при участии,

на основании решения от 23.09.2015г. №ФЗ-223 07-02/15, принятого Комиссией по итогам рассмотрения жалобы ООО «Лидер» на действия заказчика при проведении закупки способом запроса котировок №31502734353  «Право заключения Договора на оказание услуг по строительству блочно-модульной котельной и теплотрассы ФКУ ИК-1 УФСИН России по РСО-Алания» (далее – закупка, запрос котировок), руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1.Федеральному государственному унитарному предприятию «Управление строительства по Северо-Кавказскому федеральному округу Федеральной службы исполнения наказаний» в срок до 02.10.2015 аннулировать запрос котировок №31502734353  «Право заключения Договора на оказание услуг по строительству блочно-модульной котельной и теплотрассы ФКУ ИК-1 УФСИН России по РСО-Алания».

2.Федеральному государственному унитарному предприятию «Управление строительства по Северо-Кавказскому федеральному округу Федеральной службы исполнения наказаний» в срок не позднее пяти рабочих дней с момента исполнения пункта 1 данного предписания представить в Кабардино–Балкарское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.

  

Ведущий заседание Комиссии:                                                     

 

Члены Комиссии: