Злоупотребление ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск»

В адрес Кабардино-Балкарского УФАС России поступило заявление индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность в г. Прохладный, с жалобой на действия Кабардино-Балкарского филиала ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» (далее – ООО «Газпром», газоснабжающая организация, Общество) связанные с необоснованным начислением сумм за газ по производительности газопотребляющего оборудования.

По данному факту в отношении газоснабжающей организации было возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела было установлено, что передвижной лабораторией Метрологической службы OOO «Газпром» была проведена проверка узла учета газа принадлежащего индивидуальному предпринимателю, путем калибровки счетчиков. По результатам проведенной проверки ему был выдан протокол калибровки с указанием о несоответствии газовых счетчиков нормативно-технической документации и необходимости проведения их ремонта и внеочередной поверки. В связи с чем, с момента проведения калибровки, начисление за газ производилось по мощности газопотребляющего оборудования.

Согласно протоколу калибровки счетчиков методика калибровки проводилась в соответствии с ГОСТ 8.324-2002, предназначенному для проведения поверки узлов учета газа.

При этом калибровкой средств измерений, в соответствии с Федеральным законом «Об обеспечении единства измерений», считается совокупность операций, выполняемых в целях определения действительных значений метрологических характеристик средств измерений; поверкой средств измерений считается совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям.

Далее, с момента снятия потребителем счетчиков, в целях проведения их поверки, ООО «Газпром» также производились расчеты за поставку газа потребителю по проектной мощности газопотребляющего оборудования, так как было зафиксировано отсутствие приборов учета газа.

Пунктом 23 Правил поставки газа установлено, что при неисправности или отсутствии контрольно-измерительных приборов, объем потребленного газа принимается соответствующим проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности приборов, или иным методом, предусмотренным договором. Аналогичные положения содержит пункт 3.9 Правил учета газа, согласно которому при отсутствии узлов учета газа у потребителя газа, их неисправности, отсутствии действующего поверительного клейма количество поданного газа определяется по проектной мощности установок исходя из 24 часов работы их в сутки за время неисправности узлов учета газа.

 

Материалами дела установлено, что ООО «Газпром» признал счетчики потребителя незаконными к применению на основании проведенной Метрологической службой Общества калибровки.

Вместе с тем, согласно Закону об обеспечении единства измерений, средства измерений учета потребленного газа относится к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и подлежат поверке. Подтверждением пригодности (непригодности) средства измерений являются результаты поверки. Указанные выводы подтверждаются письмом ФБУ «Кабардино-Балкарский ЦСМ».

Из паспортов счетчиков принадлежащих потребителю следовало, что счетчики были поверены 15.09.2011г., имелась голограмма с отметкой «годен», дата следующей поверки 15.09.2019г., поверительные клейма не были погашены.

У ООО «Газпром» отсутствовали основания признавать поверительные клейма счетчиков недействительными, так как указанные счетчики подлежат государственному контролю и надзору и пригодность или не пригодность можно подтвердить по результатам поверки ФБУ «Кабардино-Балкарский ЦСМ».

Наличие таких фактов как, отсутствие у Общества законных оснований для расчета с момента проведения калибровки индивидуальному предпринимателю сумм за газ по нормативу, исходя из используемого газопотребляющего оборудования, а также отсутствие у Общества материалов (сведений), доказывающих, что узел учета газа потребителя за указанный период не позволял определить фактическое газопотребление, вследствие его неисправности или по иным причинам, включая отсутствие доказательства потребления неучтенного газа, позволило Комиссии Управления сделать вывод об отсутствии у Общества оснований для применения к потребителю расчетного метода по проектной мощности газопотребляющего оборудования.

Указанные действия газоснабжающей организации были признаны злоупотреблением доминирующим положением, результатом чего явилось ущемление законных прав и интересов индивидуального предпринимателя.

В отношении ООО «Газпром» было вынесено Решение о признании действий газоснабжающей организации, связанных с выставлением индивидуальному предпринимателю сумм за поставленный газ с применением расчетного метода по проектной мощности газопотребляющего оборудования, в отсутствие на то законных оснований, нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В настоящий момент Управлением решается вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.