О применении части 2 статьи 20 Федерального закона «О рекламе»

В связи с участившимися случаями нарушения части 2 статьи 20 Закона Российской Федерации от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», Кабардино-Балкарское УФАС России считает необходимым разъяснить потребителям рекламы, а также субъектам рекламного рынка: рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям нормы данной статьи.

В соответствии с частью 2 статьи 20 Федерального закона «О рекламе» использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций запрещается.

Под указанный запрет подпадает использование транспортного средства, основным предназначением которого является распространение рекламы (в том числе создание транспортного средства в виде определенного товара), а также переоборудование транспортного средства для распространения рекламы с частичной утратой тех функций транспортного средства, для выполнения которых оно было создано изначально (в том числе переоборудование транспортного средства в виде определенного товара).

К таким транспортным средствам могут быть отнесены, в частности, автомобили с переоборудованной кузовной частью в виде утолщенного рекламного щита или треугольной конструкции для размещения на них рекламы, а также автомобили с установленным на них оборудованием для осуществления проекционной трансляции на внешних стенах зданий, строений, сооружений.

Кроме того, по мнению специалистов ФАС России, к преимущественному  использованию транспортного средства в качестве рекламной конструкции можно отнести случаи, когда транспортное средство в течение длительного времени стоит на одном месте без передвижения.

В то же время не может быть признано нарушением части 2 статьи 20 Федерального закона «О рекламе» размещение транспортных средств при проведении рекламных кампаний на автозаправочных комплексах или около крупных супермаркетов в случае, если данный автомобиль (либо аналогичная модель) сам по себе является призом проводимой акции (стимулирующего мероприятия) либо если акция проводится с его использованием (в нем размещается оборудование, призы либо иное имущество, необходимое для проведения мероприятия, а также лица - представители (сотрудники) организатора мероприятия, участвующие в его проведении).

      В данном случае такое представление транспортного средства будет признаваться рекламой, так как направлено на привлечение внимания к рекламной акции и ее организатору, однако, поскольку транспортное средство не утрачивает функций, для выполнения которых оно было создано изначально,  такое  использование   транспортного  средства  не  может  быть признано использованием исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций.

       Также, в связи с участившимся поступлением в антимонопольный орган из органов внутренних дел протоколов об административном правонарушении по фактам нарушения статьи 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вступившей в силу с 31 марта 2010 года, Кабардино-Балкарское УФАС России сообщает следующее.

       Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лип и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

       При этом в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» настоящий Федеральный закон не распространяется на справочно-информационные материалы, не имеющие в качестве основной цели продвижение отвара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.

В настоящее время сложилась практика осуществления страховыми агентами (страховыми брокерами) деятельности по оказанию услуг автострахования вне места осуществления деятельности организации с использованием транспортных средств, припаркованных в различных точках автомобильных дорог («страховые магазины»). Внутри таких транспортных средств непосредственно осуществляется оформление страховых полисов различных страховых компаний (одной или нескольких), при этом наименования и(или) товарные знаки страховых компаний, полисы которых могут быть оформлены в таком автомобиле («РЕСО-ГАРАНТИЯ», «РОСНО», «РОСГОССТРАХ», «ИНГОССТРАХ» и пр.), нанесены на корпус транспортного средства.

По мнению специалистов ФАС России, поскольку в указанном в обращении автомобиле от имени юридического лица осуществляется деятельность по оказанию услуг автострахования, то размещение на данном автомобиле соответствующей информации о видах оказываемых услуг (перечня страховых компаний, полисы которых оформляются в «страховом магазине»), направлено на информирование потребителей об ассортименте оказываемых собственником автомобиля в месте его размещения услуг.

Такие сведения не могут расцениваться как реклама, поскольку
подпадают под понятие справочно-информационных материалов.

Соответственно, на такую информацию не распространяются требования Федерального закона «О рекламе», в частности статьи 20 данного Закона.