Тенденции развития торговых сетей КБР.

Сфера деятельности: Розничная торговля

Торговые сети, супер и гипермаркеты, - явление знакомое каждому жителю большого мегаполиса, до недавнего времени не находило большого распостранения в нашей республике. В неформальном соревновании за предпочтения потребителя между супермаркетом и базаром, пока выигрывает последний, однако, привычная для Кабардино-Балкарии картина воскресных закупок на традиционных и шумных базарах (мелко-оптовых рынках) стала постепенно меняться. Эти тенденции связаны с ростом доходов населения, а также приходом в Россию западных стандартов розничных продаж.

С точки зрения законодательства, торговая сеть – совокупность двух и более торговых объектов, на территории которых осуществляется розничная торговля товарами одной или нескольких групп (продовольственные, непродовольственные, медицинские), оказывающих услуги под одним товарным знаком, торговой маркой, наименованием либо иным средством индивидуализации данных объектов, принадлежащих одному или нескольким хозяйствующим субъектам. Грубо говоря, это несколько  магазинов, принадлежащих одному хозяину, которые проводят единую сбытовую политику.

Исследователи выделяют среди присутствующих в России торговых сетей следующие типы:

1. Национальные (федеральные или общероссийские), в т.ч.:

- иностранные, открытые в России напрямую материнскими компаниями;

- иностранные, открытые в России на правах франчайзинга;

- российские компании.

          2. Локальные, работающие в рамках одного города или региона.

На территории КБР насчитывается 6 таких торговых сетей и 1 предприятие розничной торговли, работающее по договору франчайзинга («Вестер-Гипер) .

Наиболее большая и известная торговая сеть в КБР - филиал ЗАО «Тандер», общероссийская торговая сеть «Магнит».

ЗАО «Тандер» (управляющая компания сети магазинов «Магнит») основана в 1994 г. как оптовый поставщик бытовой химии и косметики. С 1997г. приступила к освоению продовольственного сегмента рынка, став одним из пяти крупнейших дистрибьютеров в России. Головное подразделение компании находится в г. Краснодар. Объединяет в КБР 27 объектов торговли.

К локальным можно отнести розничные сети ООО «Караван», ООО «Симба», ООО «Кенгуру».

Другой тенденцией развития торговых сетей в Кабардино-Балкарии, является реализация продовольственных товаров под собственной торговой маркой (ООО «Симба», ЗАО «Тандер»). Это привязывает покупателя, существенно снижает расходы торговой организации и уменьшает цену. Практика продвижения сетями качественной продукции поставщика - производителя посредством присвоения ей собственных частных торговых марок (private labels) также может быть выгодна производителям, особенно субъектам малого предпринимательства, не имеющим достаточных средств для продвижения товара. Малый бизнес получает, таким образом, возможность доступа своей продукции к торговым объектам всей сети с выходом на другие, в том числе на общероссийские рынки. 

Качественной характеристикой торговой сети можно назвать стремление к расширению. Увеличение количества торговых площадей у торговых сетей, зарегистрированных на территории КБР, происходило повсеместно, однако с ведением в действие нового Закона о торговле, законодатель поставил барьер, в виде 25% объема продаж на локальном рынке. При достижении данного предела, приобретение, арендование дополнительных торговых площадей, для розничной сети становится невозможным. Обязанность отслеживать и анализировать возможности  увеличения торговых площадей для торговых сетей, возложена на ФАС России и его территориальные органы.

Начавшееся в Кабардино-Балкарии изменение структуры рынка услуг розничной торговли продовольственными товарами в направлении увеличения доли торговых сетей характерно для многих регионов России и соответствует современной мировой тенденции развития розничной торговли.