Реклама финансовых услуг
В Управление ФАС России по КБР от рекламораспространителя города Нальчика через интерактивную форму обратной связи поступила просьба пояснить правомерность текста рекламы обратившегося к нему рекламораспространителя, предлагающего финансовые услуги.
В ответ на это обращение, Управление ФАС России по КБР подготовило разъяснения норм статьи 28 Закона о рекламе, устанавливающей правила при размещении рекламы финансовых услуг:
«Субъекты рекламного рынка, а именно рекламодатели, рекламораспространители и рекламопроизводители при производстве и размещении рекламы должны руководствоваться нормами Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе».
Норма статьи 28 Закона о рекламе, устанавливает правила при размещении рекламы финансовых услуг. Так, в соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26 июля
В качестве финансовых услуг рассматриваются:
- осуществление банковских операций и сделок. Это привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады, их размещение от своего имени, открытие и ведение банковских счетов, осуществление расчетов, инкассация, купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах, привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов, выдача банковских гарантий, осуществление денежных переводов и иные действия, перечисленные в статье 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»;
- операции кредитных организаций (выдача поручительств за третьих лиц, приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме, операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями и иные);
- услуги по страхованию (обязательному, добровольному страхованию жизни и иным видам личного страхования, добровольному имущественному страхованию, добровольному страхованию ответственности, перестрахованию, взаимному страхованию);
- услуги на рынке ценных бумаг (брокерские);
- заключение договоров финансовой аренды (лизинга);
- заключение договоров по доверительному управлению денежными средствами или ценными бумагами;
- услуги по негосударственному пенсионному обеспечению;
- а также иные услуги финансового характера.
Разновидности услуг на финансовом рынке обозначены Приказом Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 21 июня 2000 года № 467 «Об утверждении Перечня видов финансовых услуг, подлежащих антимонопольному регулированию, и состав активов финансовой организации, приобретаемых в порядке уступки прав требования, для расчета оборота финансовой услуги».
Оказание финансовых услуг представляет собой один из самых серьезных лицензионных видов деятельности на рынке услуг. Операции, связанные с такими материальными благами, как денежные средства, всегда предполагают риск и опасения за их утрату. Профессиональные участники финансового рынка в связи с этим обязаны в силу закона предпринять все необходимые меры для обеспечения своей добросовестности, интересов потребителей и оправдания их доверия.
Указание правильных реквизитов организации, которая предлагает свои услуги и надежное сотрудничество, – одна из гарантий соблюдения информационного права клиента. Наименование – индивидуализирующий признак организации. Без его наличия не может быть образовано и вести деятельность юридическое лицо. Требования Закона о рекламе предусматривают обязательность указания наименования юридического лица при размещении рекламы банковских, страховых и иных финансовых услуг.
Следует не забывать, что наименование юридического лица включает в себя кроме непосредственного названия обязательное указание на его организационно-правовую форму (ООО, АО, ЗАО и иные). Для индивидуального предпринимателя обязательно указание фамилии, имени, отчества. Несоблюдение этого правила может стать основанием для признания рекламы ненадлежащей и наложения на виновного штрафа.
Если вышеприведенные требования не соблюдены, налицо нарушение Закона о рекламе, ответственность за которое распространяется как на рекламодателя, так и на рекламораспространителя.
Клиент должен знать, каким образом он может получить рекламируемые показатели и иные доходы, какие расходы он будет нести при надлежащем и ненадлежащем исполнении своих обязанностей по договору (комиссии за кассовое и расчетное обслуживание, пени за несвоевременную оплату, проценты, связанные с отсрочкой платежей).
Кроме этого, если в рекламе финансовой услуги указывается хотя бы одно условие договора, например размер тарифной ставки или скидки по ней, дополнительный доход или срок вклада, которое в рекламе является основной завлекающей информацией (иначе бы оно не сообщалось), то потребитель должен быть извещен и об остальных условиях, которые могут повлиять на размер дохода потребителя, воспользовавшегося финансовой услугой. (часть 2 статьи 28 Закона о рекламе)».