Должностные лица органов власти теперь тоже несут ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

По мнению руководителя ФАС России И.Ю.Артемьева, каждый федеральный или региональный орган исполнительной власти, каждый орган местного самоуправления должен заниматься развитием конкуренции. Как минимум три главы Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) посвящены регламентированию деятельности органов власти в целях предотвращения ограничения конкуренции и устранения необоснованных административных барьеров.

 

Так, глава 3 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты, действия (бездействие), соглашения, согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.

 

Четвертая глава Закона о защите конкуренции предусматривает антимонопольные требования к торгам, устанавливает особенности отбора финансовых организаций и порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества. Порядок предоставления государственных или муниципальных преференций регламентируется главой пятой Закона о защите конкуренции.

 

Если ранее действия вышеназванных органов, нарушающие положения Закона о защите конкуренции, пресекались выдачей антимонопольным органом предписания о прекращении нарушения и лишь неисполнение в установленный срок законного предписания влекло административную ответственность, то с введением в августе 2009 года изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях положение изменилось.

 

Теперь за сам факт совершения антиконкурентных действий должностные лица органов власти, органов местного самоуправления могут быть привлечены к административной ответственности, вплоть до применения такого наказания, как дисквалификация. Но об этом подробней попозже.

 

Ранее КоАП содержал статью, предусматривающую ответственность должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или должностных лиц органов местного самоуправления, за незаконное ограничение свободы торговли, то есть недопущение на местные рынки товаров из других регионов Российской Федерации либо запрещение вывоза местных товаров в другие регионы Российской Федерации. Но ограничение конкуренции в таком чистом виде – это лишь один из видов нарушений конкурентных прав хозяйствующих субъектов (и далеко не самый распространенный), допускаемых органами власти и органами местного самоуправления.

 

Ныне же статья 14.9 КоАП претерпела изменения и предусматривает ответственность должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов за действия (бездействие), которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности. Должностное лицо, совершившее   указанное правонарушение, будет подвержено административному штрафу в размере от пятнадцати до тридцати тысяч рублей. При повторном совершении аналогичного правонарушения, размер административного штрафа возрастает до пятидесяти тысяч, а так же лицо может быть подвергнуто дисквалификации на срок до трех лет.

 

Кроме того, ответственность должностных лиц органов власти предусмотрена за заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или осуществление недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий (статья 16 Закона о защите конкуренции). Совершение таких действий влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.

 

Что же такое дисквалификация? В соответствии с частью 1 статьи 3.11 КоАП, дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы.

Конечно, административное наказание в виде дисквалификации может быть назначено только судом, но даже если судья в конечном итоге и не применит данный вид наказания, думаю, не ошибусь, если отмечу, что сам факт рассмотрения подобного дела в суде уже наносит нежелательный вред репутации должностного лица.