Порядок формирования лотов при размещении Министерством здравоохранения КБР заказа на поставку лекарственных средств признан противоречащим антимонопольному законодательству

09 декабря 2008 года Кабардино-Балкарским УФАС России вынесено решение о признании приказа Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики от 18.07.2008 №124-П «Об упорядочении процедуры проведения государственных закупок» противоречащим антимонопольному законодательству.

Указанным приказом руководителям государственных учреждений здравоохранения предписано формировать, а отделу государственных закупок Министерства здравоохранения КБР осуществлять прием заявок на размещение заказа государственных учреждений здравоохранения на поставку медикаментов в разбивке по группам в соответствии с перечнем терапевтических (фармакологических) групп согласно анатомо-терапевтическо-химической (далее - АТХ) классификации, которая содержится в справочнике Видаль.

Открытый аукцион «Поставка медикаментов и изделий медицинского назначения для нужд подведомственных учреждений Министерства здравоохранения КБР» был разбит на 41 лот. Лот №28 «Прочие разные препараты» (на сумму 1 468 020,0 руб.) включал в себя следующие препараты:

1. Тиосульфат натрия – 240 упак.

2. Десферал – 1 упак.

3. Кислород жидкий медицинский – 20000 кг.

4. Кислород газообразный медицинский – 4060 бал.

На участие в аукционе по данному лоту была подана одна заявка, аукцион был признан несостоявшимся, и заказчику было рекомендовано заключить государственный контракт с единственным участником торгов.

Общество с ограниченной ответственностью «ВИТА», имеющее лицензию на осуществление деятельности по производству лекарственных средств (лекарственные формы, разрешенные для производства – медицинские газы), обратилось  в Кабардино-Балкарское УФАС России с требованием обязать Министерство здравоохранения КБР осуществлять размещение заказа на поставку медицинских газов, в частности, кислорода медицинского, отдельным лотом, так как объединение его с другими лекарственными средствами, на поставку которых необходимо наличие лицензии на фармацевтическую деятельность, лишает Общество возможности принять участие в торгах.

В результате рассмотрения жалобы Управление признало, что формирование лотов на основании АТХ-классификации, содержащейся в справочнике Видаль, ведет к ограничению количества участников торгов, и, соответственно, к ограничению конкуренции.

Кроме того, формирование лотов на основании приказа Минздрава КБР от 18.07.2008 №124-П идет вразрез с рекомендациями, изложенными в совместном письме Минэкономразивтия России, Минздравсоцразивтия России, ФАС России «О применении норм Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения». Так, в состав одного лота входили лекарственные средства с торговым наименованием и лекарственные средства с МНН; в один лот объединялись лекарственное средство с другим лекарственным средством,  хотя по его международному непатентованному наименованию зарегистрировано только одно торговое наименование.

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 15, п. 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции, Комиссия приняла решение выдать предписание об отмене приказа Минздрава КБР в части, противоречащей антимонопольному законодательству.