Выступление Руководителя Кабардино-Балкарского УФАС России на заседании Совета по предпринимательству при Президенте КБР

Федеральным законом от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о госзакупках) была введена принципиально новая система размещения государственных и муниципальных заказов. На сегодняшний день накоплен богатый опыт в практике применения этого Закона как заказчиками и предпринимателями, так и контролирующими органами. За два с половиной года действия Закона о госзакупках, неоднократно вносились изменения и дополнения. Однако внесение изменений не говорит о несовершенстве Закона о госзакупках, а, скорее о сложности Закона, очень детально регламентирующего действия субъектов правоприменения.

Закон набирает обороты, дальше он будет расширять свою силу и действие, в частности об этом говорит статистика. Если в 2006 году количество поступивших в ФАС России жалоб в сфере размещения заказов составляло около 3 тыс., то за 2007 год поступило 10 тыс. жалоб, а уже в первом квартале 2008 года было рассмотрено более 3 тыс. жалоб.

По информации ФАС России, уже в 2007 году экономия средств бюджетов всех уровней составила 170 миллиардов. По расчетам коллег из ФАС, экономия бюджетных средств может составить до 1 трлн. руб. ежегодно. Но это лишь одно из возможных  достижений. Основной все же целью Закона о госзакупках является обеспечение конкуренции. Соответственно, работа Кабардино-Балкарского Управления в сфере размещения государственного заказа связана, прежде всего, с контролем за обеспечением добросовестной конкуренции при проведении торгов, запросов котировок.

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими полномочия ФАС России в сфере размещения заказа являются:

- Федеральный закон от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;

- Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 №94-ФЗ «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд»;

- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

При осуществлении контроля размещения государственного заказа, ФАС России взаимодействует с такими ведомствами как Счетная палата, Генеральная прокуратура, МВД, Росфиннадзор. Кабардино-Балкарское Управление в своей контрольной деятельности также взаимодействует с органами Прокуратуры и МВД; неоднократно осуществляло проверки совместно с сотрудниками МВД, а так же при проведении проверок использует информацию, получаемую в порядке взаимодействия из Росфиннадзора.

Основными направлениями деятельности территориального органа ФАС России в сфере контроля за соблюдением Закона о госзакупках являются:

- адвокатирование конкуренции, что включает в себя разъяснительную работу, в частности - ответы на запросы (устные и письменные) о применении Закона о госзакупках, а так же работа со СМИ. Систематически публикуются статьи разъяснительного характера, на сайте Управления размещается информация о наиболее интересных делах, рассмотренных в рамках контроля за соблюдением Закона о госзакупках; 

- осуществление плановых (внеплановых) проверок соблюдения заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссией Закона о госзакупках и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов;

- рассмотрение жалоб на действия (бездействия) заказчика, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

- применение мер административного воздействия при обнаружении в действиях (бездействиях) заказчика или комиссии при размещении заказов признаков административного правонарушения.

 

  1. Осуществление проверок.

 

Частью 1 статьи 17 Закона о госзакупках установлено, что контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов осуществляется посредством плановых и внеплановых проверок, которые проводятся на основании статьей 17, 17.1 и 17.2 Закона о госзакупках и в соответствии с Методическими рекомендациями по проведению плановых и внеплановых проверок, утвержденными письмом ФАС России от 25.05.2007 №АЦ/8325.

 

Плановые проверки проводятся Управлением в соответствии с заранее утвержденным планом проверок в форме выездной сплошной проверки.

Внеплановые проверки осуществляются в следующих случаях:

- при обращении участника размещения заказа с жалобой на действия (бездействие) заказчика;

- при поступлении информации о признаках нарушения законодательства о размещении заказов. Сюда входит информация о нарушениях, выявленных Прокуратурой республики, а так же уполномоченными на осуществление контроля в сфере размещения заказов органами местного самоуправления;

- в целях контроля за исполнением предписаний, выданных в соответствии с частью 9 статьи 17 Закона о госзакупках

 

В 2007 году проведено 14 плановых и 29 внеплановых проверок. Проверено 116 размещений заказов, выявлено более 130 нарушений. Выдано 14 предложений и 14 предписаний. Возбуждено 58 административных дел.

За 1 полугодие 2008 года проведено 6 плановых и 29 внеплановых проверок. Проверке подлежали 94 размещения заказа, выявлено около 150 нарушений. Выдано 6 предложений и 15 предписаний, возбуждено 110 административных дел. До конца  2008 года запланированы проверки еще 6 территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти.

Наиболее типичными нарушениями, допускаемыми заказчиками при размещении заказов являются нарушения сроков размещения или неразмещение на официальном сайте протоколов, составляемых в ходе размещения заказа, нарушения порядка допуска участников размещения заказа, осуществление закупок одноименных товаров на сумму свыше 100 тыс. рублей в квартал без размещения заказа.

 

2. Рассмотрение жалоб.

 

Частью 1 статьи 57 Закона о госзакупках предусмотрены два способа защиты прав участников размещения заказов:

- обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной, котировочной комиссии в административном порядке в органы, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов;

- обжалование указанных действий в судебном порядке.

В 2007 году  Управлением рассмотрено 19 жалоб на действия заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной, котировочной комиссии, выдано 14 предписаний.

В 1 полугодии 2008 года в Управление поступила 31 жалоба, из которых 20 были признаны обоснованными, 3 – необоснованными, 5 – возвращены в связи с нарушением порядка подачи жалобы, 3 – отозваны до рассмотрения жалобы по существу. По результатам рассмотрения жалоб было выдано 15 предписаний, возбуждено и рассмотрено 24 административных дела.

При рассмотрении жалоб в действиях заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной, котировочной комиссии выявлено более 70 нарушений Закона о госзакупках.

Следует отметить, что процент обоснованности жалоб из общего числа принятых к рассмотрению жалоб составляет 87 к 13 процентам необоснованных. Имеют место случаи отзыва жалоб, что не исключает возможности проведения Управлением внеплановой проверки. Так, например, если в жалобе указывалось на действия (бездействие) по размещению заказа, содержащие признаки грубых нарушений законодательства о размещении заказов (например, таких как необоснованный отказ в допуске к участию в торгах) Управление проводит внеплановую проверку размещения заказа, потому что такими действиями могут быть нарушены права и законные интересы иных заинтересованных участников размещения заказа и третьих лиц.

Наиболее распространенными обжалуемыми действиями заказчика являются: необоснованный допуск или необоснованный отказ в допуске участников размещения заказа, нарушение порядка определения победителя торгов, запроса котировок.

 

3. Административная практика.

 

До вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 №218-ФЗ было установлено 14 составов административных правонарушений в сфере размещения заказа, однако после внесения поправок, их общее число составило более 40. При этом, в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства РФ о размещении заказов может быть вынесено в течение одного года со дня совершения административного правонарушения (для сравнения: общий срок давности привлечения – 2 месяца). Увеличились и размеры штрафов (максимальный - от 30 до 50 тыс.руб).  Все это направлено в первую очередь на предупреждение совершения  новых правонарушений в данной сфере.

В случаях выявления при рассмотрении жалоб, или в результате контрольных мероприятий в действиях заказчиков, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной, котировочной комиссий признаков нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Управлением возбуждаются административные производства, по результатам которых выносится постановление либо о наложении штрафа, либо о прекращении производства.

Кроме того, административные дела возбуждались и по материалам Министерства экономического развития и торговли КБР, органов Прокуратуры и администрации г.Нальчика. Таких дел в 2007 году рассмотрено 27, и - 25  в 1 полугодии 2008 года.

Всего в 2007 году возбуждено и рассмотрено 58 административных дел, из которых по 29-ти  вынесены постановления о наложении штрафов (всего на сумму 290 000 рублей).

В 1 полугодии 2008 года по результатам плановых, внеплановых проверок, а так же в результате рассмотрения жалоб было возбуждено и рассмотрено  110 административных дел, по 61 вынесены постановления о наложении штрафов (всего на сумму 1 097 500 рублей).

Основную массу нарушений из общего количества административных правонарушений, составляют нарушения сроков размещения на официальном сайте информации, подлежащей такому размещению в соответствии с Законом о госзакупках (за 2007-2008 годы - 85 из 168 дел); вторым по количеству нарушений следует нарушение членом конкурсной, аукционной комиссии процедур вскрытия, рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе или аукционе (32 нарушения).

 

4. Судебная  практика.

 

Судебная практика Управления складывается в основном из обжалованных решений, предписаний, вынесенных по результатам рассмотрения жалоб, а так же постановлений  о наложении штрафа, вынесенных по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях.

В 2007 году  было обжаловано 4 постановления о наложении штрафа.

В 1 полугодии 2008 года было обжаловано одно решение и 12 постановлений. Семь постановлений о наложении штрафа отменены, 4 оставлены без изменения, 1 направлено на новое рассмотрение.

Согласно части 5 статьи 10 Закона о госзакупках, нарушение предусмотренных Законом положений о размещении заказа является основанием для признания судом, арбитражным судом размещения заказа недействительным по иску заинтересованного лица или контролирующих органов.

В настоящее время антимонопольные органы обращаются в суд с целью признания размещения заказа недействительным в редких случаях (в практике Управления пока ни одного случая), однако подобная практика действия антимонопольных служб будет меняться. В июне месяце текущего года подписан приказ ФАС России, в соответствии с которым определены грубейшие нарушения Закона о госзакупках, допускаемые заказчиками, в случае выявления которых антимонопольный орган обязан обратиться в суд с иском о признании размещенного заказа недействительным, о расторжении соответствующего государственного или муниципального контракта и применении последствий недействительности сделки. Указанными нарушениями, к примеру, являются: проведение конкурса, в случае, если должен проводиться аукцион; преждевременное вскрытие конвертов; необоснованный допуск к участию в конкурсе победителя; использование порядка оценки, критериев, значимости критериев, противоречащих закону и иные.

 

 

5. Иная деятельность Управления

в сфере контроля размещения заказов.

 

За период с 2007 года Управлением рассмотрено 9 обращений о согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком и 8 обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков.

Из 8 обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, удовлетворено только одно. Учитывая всю серьезность последствий включения в Реестр недобросовестных поставщиков, Управление, при поступлении обращения, из которого явно не следует, что победитель отказывается от заключения контракта, осуществляет внеплановую проверку, которая позволяет сделать более объективный вывод, действительно ли имело место уклонение от заключения государственного или муниципального контракта. Только если заказчик докажет, что с его стороны были предприняты все предусмотренные законом меры по заключению государственного или муниципального контракта с победителем, у Управления будет основание для включения данного участника размещения заказа в Реестр.

 

6. Заключение

 

В результате применения Закона о госзакупках, а так же осуществления контрольных функций в сфере размещения заказов, можно сделать вывод, что Закон носит, безусловно, прогрессивный характер. Он изменил систему размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства по всей территории Российской Федерации, установил единый порядок размещения заказов, который стал более прозрачным, позволил обеспечить равный доступ к заказам для всех заинтересованных лиц, тем самым способствуя не только экономии бюджетных средств, но и развитию добросовестной конкуренции на товарных рынках и на рынках финансовых услуг.