Кабардино-Балкарское УФАС России рассмотрело дело в отношении «ЮТК» в лице Кабардино-Балкарского филиала ОАО «ЮТК»

       В Кабардино-Балкарское УФАС России поступило письмо от Прокуратуры КБР, в котором предлагалось проверить п. 2.7 типового договора об оказании услуг телефонной связи ОАО «ЮТК» в лице Кабардино-Балкарского филиала ОАО «ЮТК» на соответствие требованиям антимонопольного законодательства.

     В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее Закон о естественных монополиях), субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. 

     Согласно статье 4 Закона о естественных монополиях, ОАО «ЮТК» в лице Кабардино-Балкарского филиала ОАО «ЮТК» является субъектом естественных монополий,  в сфере услуг по предоставлению общедоступной электросвязи.

       ОАО «ЮТК»  в лице Кабардино-Балкарского филиала  ОАО «ЮТК» включен в реестр субъектов естественных монополий, который ведет «Федеральная служба по надзору в сфере связи».

       Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»: «доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии».

       Кабардино-Балкарское УФАС России  включило ОАО «ЮТК» в лице Кабардино-Балкарского филиала ОАО «ЮТК» в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара (работ, услуг) более 35 процентов по позиции: услуг по предоставлению общедоступной электросвязи.

      Анализ представленного типового договора об оказании услуг телефонной связи ОАО «ЮТК» в лице Кабардино-Балкарского филиала «ЮТК»  показал, что в пункте 2.7 - адрес и способ доставки счета на оплату услуг телефонной связи, указан (вписан печатным текстом): Сервисные центры и Сервисные участки Оператора.

      Управление считает, что в действиях ОАО «ЮТК» в лице Кабардино-Балкарского филиала ОАО «ЮТК» усматриваются  признаки нарушения ч.1 статьи 10  Федерального закона «О защите конкуренции», выразившиеся в ущемлении интересов абонентов, путем не представления альтернативных способов доставки счетов на оплату услуг телефонной связи и навязывании контрагенту невыгодных для него условий договора.

     Для  рассмотрения дела Управлением в ОАО «ЮТК»  в лице Кабардино-Балкарского филиала ОАО «ЮТК» были запрошены действующие договоры  с юридическими и физическими лицами, а также агентские договоры, заключенные на оказание услуг международной и междугородней связи  с ОАО «Ростелеком» и ОАО «МТТ».

       В ходе анализа представленных Кабардино-Балкарским филиалом ОАО «ЮТК» материалов было выяснено,  что ОАО «Ростелеком» и ОАО «МТТ» согласно агентских договоров производят оплату Кабардино-Балкарскому филиалу ОАО «ЮТК» за доставку счетов абонентам.   

     Однако в  типовом договоре об оказании услуг телефонной связи ОАО «ЮТК» в лице Кабардино-Балкарского филиала ОАО «ЮТК» в пункте 2.7  указан адрес и способ доставки счета на оплату услуг телефонной связи: «Сервисные центры и Сервисные участки Оператора».

    При заключении и исполнении договора об оказании услуг местной, внутризоновой связи ОАО «ЮТК» в лице Кабардино-Балкарского филиала ОАО «ЮТК» обязано предоставить абоненту и (или) пользователю выбор способа и адреса доставки на оплату услуг местной, внутризоновой телефонной связи.

    В соответствии с пунктом 22 Правил, оператор связи обязан предоставить абоненту и (или) пользователю информацию, необходимую для заключения и исполнения договора. Указанная информация на русском языке в наглядной и доступной форме бесплатно доводится до сведения абонента и пользователя через средства массовой информации, информационно-справочные службы, а также в местах оказания услуг телефонной связи. 

     В случае выбора абонентом способа доставки счета по месту жительства абонента, ОАО «ЮТК» в лице Кабардино-Балкарского филиала ОАО «ЮТК» не вправе взимать за это денежные средства, поскольку затраты ОАО «ЮТК» в лице Кабардино-Балкарского филиала ОАО «ЮТК» на доставку счета учтены при расчете тарифа на услуги связи.

     В ходе рассмотрения дела установлено, что ОАО «ЮТК» в лице Кабардино-Балкарского филиала ОАО «ЮТК» не информировало пользователей (абонентов) о возможности выбора способа доставки счетов (ОАО «ЮТК» не представило материалы, свидетельствующие о таком информировании, в том числе через СМИ или иным способом).

    Однако абоненты, в рамках договора об оказании услуг телефонной связи, вправе выбрать один из способов  и место доставки счета на оплату услуг телефонной связи. Так доставка счета за оказанные услуги телефонной связи может быть предоставлена абоненту по электронной почте, нарочным по месту жительства абонента, а также в сервисных пунктах и другим способом доставки.

    Пунктом 116 Правил, предусмотрены следующие требования – «оператор связи обязан обеспечить доставку абоненту счета на оплату услуг телефонной связи в течение 10 дней  с  даты  выставления  этого  счета».

    Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России считает, что ОАО «ЮТК» в лице  Кабардино-Балкарского филиала ОАО «ЮТК» злоупотребляет своим доминирующим положением,  указывая в договоре об оказании услуг телефонной связи  способ и место доставки счетов: «Сервисный центр и Сервисные участки оператора», а также навязывает невыгодные условия договора об оказании услуг телефонной связи своим абонентам, тем самым ущемляет их интересы.

    В соответствии с  пунктом 53 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.05.2005 № 310 (ред. от 16.02.2008) «Об утверждении Правил оказания услуг местной внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи» (далее Правил) адрес, и способ доставки счета за оказание услуг телефонной связи определяются договором об оказании услуг телефонной связи, заключаемым между оператором связи и абонентом.

      Приказом  ФСТ от  09.06.06 г. N 122-с/1 «Об утверждении методики расчета размера экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, подлежащих применению при формировании регулируемых тарифов на услуги общедоступной электросвязи» предусмотрено, что затраты на доставку абоненту счета на оплату услуг телефонной связи учитываются в составе затрат при расчете тарифов на услуги связи, т.е.  в себестоимость услуг общедоступной связи входит доставка счетов за услуги телефонной связи (местной, внутризоновой).

      На основании вышеизложенного, в действиях ОАО «ЮТК» в лице Кабардино-Балкарского филиала ОАО «ЮТК» имеет место нарушение  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещающей действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

      По результатам рассмотрения дела Комиссия Управления выдала предписание ОАО «ЮТК» в лице Кабардино-Балкарского УФАС России.

      Управлением возбуждено в отношении ОАО «ЮТК» в лице Кабардино-Балкарского филиала «ЮТК» дело об административном правонарушении по  статье 14.31. Кодекса об административных правонарушениях.