Кабардино-Балкарское УФАС России установило нарушения заказчика в порядке организации и проведения торгов

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

Так, в Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.

Согласно жалобе, установление требования о наличии действующей лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну влечет ограничение конкуренции при проведении торгов ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могут принять участие в торгах, но имеют на это право, а также Заказчиком в перечне свойств установлено свойство, не соответствующее предмету закупки и результатам работ, что в свою очередь не позволяет составить заявку соответствующую предмету закупки.

1.Довод о том, что Заказчиком неправомерно установлено требование о наличии действующей лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, Комиссией признается обоснованным в силу следующего.

Лицензия на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности требуется, если при выполнении работ такие сведения передаются заказчиком работ в объеме, необходимом для исполнения обязательств.

При этом, факт передачи заказчиком сведений, составляющих государственную тайну, имеет существенное значение для установления факта необходимости наличия у организации лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, с учетом абзаца 1 статьи 17 Закона о государственной тайне.

2. Согласно доводу жалобы, Заказчиком в перечне свойств установлено свойство, не соответствующее предмету закупки и результатам работ, что в свою очередь не позволяет составить заявку, соответствующую предмету закупки.

Согласно Порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, показатель оценки «Качественные характеристики объекта закупки» оценивается как представленное участником закупки предложение о качестве выполнения работ в форме описания (пояснительной записки) с привязкой к объекту закупки (см. описание объекта закупки -Техническое задание), который должен соответствовать условиям и требованиям, изложенным в проекте контракта и описании объекта закупки – Техническом задание, соответствовать требованиям нормативно-технической документации.

В соответствии с ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии: 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Однако, было выявлено, что установленный Заказчиком порядок присвоения баллов, позволяет Заказчику по своему усмотрению, не основанному на требованиях нормативно-правовых актов Российской Федерации в сфере закупок проводить оценку заявок, вследствие чего, такой порядок не может являться объективным, а приводит привести к произвольному  присвоению баллов участникам закупки, подавшим заявки, а также к ограничению участников конкурса.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.

Комиссия, пришла к выводу, что установленный Заказчиком порядок оценки по одному из показателей не соответствует положениям Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 №2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», поскольку Положением не предусмотрена возможность оценки предложения участника закупки по характеристике объекта закупки в порядке, указанном в Извещении и не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, объективно сопоставить предложения участников Конкурса, что противоречит нормам Закона о контрактной системе.

В соответствии с п.22 Положения в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки «характеристики объекта закупки», по шкале оценки.

Извещением о проведении Конкурса установлено, что порядок оценки заявок на участие в Конкурсе рассчитывается в соответствии с приложенной к документации таблицей, которая позволяет получить 5 или 10 баллов за представление неполного пакета необходимых документов, в то время как, Положением предусмотрена оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, т.е., в случае наличия необходимой характеристики объекта закупки заявке присваивается 100 баллов, а в случае отсутствия необходимой характеристики объекта закупки заявке присваивается 0 баллов, что противоречит  п. 23 Положения.

Такой порядок оценки делает невозможным выявление наиболее опытного участника закупки, не позволяет оценить сопоставимый опыт выполнения работ, что идет в противоречие с целями и принципами, заложенными в Положении, а именно нивелирует принципы обеспечения конкуренции, эффективности осуществления закупок, поскольку неоправданно ставит в равные условия участников закупки, объемы выполнения работ которых отличаются в 2 и более раза.

Учитывая изложенное, Комиссия Управления решила признать жалобу Заявителя обоснованной, признать в действиях заказчика нарушение Закона о контрактной системе, выдать Заказчику и Оператору ЭТП предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.