Можно ли провести несколько одноименных закупок у единственного поставщика?

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Периодически среди заказчиков возникают вопросы: что такое дробление закупок, что можно считать дроблением в рамках Закона № 44-ФЗ, влияют ли такие закупки на ограничение конкуренции, можно ли осуществить несколько однотипных закупок напрямую у единственного поставщика?

Минфин в своем письме от 08.06.2022 года № 24-01-07/54275 дал разъяснения, касающиеся последнего вопроса. Вопрос был сформулирован приблизительно следующим образом – можно ли закупить у единственного поставщика несколько одноименных товаров, работ или услуг по контрактам, размер которых не превышает максимальный размер цены контракта, предусмотренный пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. На что Минфин, в общем-то, дал вполне достойный развернутый ответ.

Положения Закона № 44-ФЗ не устанавливают ограничений и запретов на осуществление закупок у единственного поставщика в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93. Соответствующий запрет был установлен в предыдущем Законе № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года, однако в новый закон о закупках он не перекочевал. В отношении таких закупок в Законе № 44-ФЗ установлены определенные ограничения. Помимо максимальной цены контракта (600 тысяч рублей) установлен показатель общего числа таких закупок в процентном отношении от СГОЗа, а также максимальный объем таких закупок в стоимостном выражении.

Исходя из этого можно сделать вывод, что заказчики вправе осуществлять любые закупки (в том числе одноименные) по общим правилам в пределах правил, установленных пунктами 4 и5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Также Минфин отмечает, что статья 8 Закона № 44-ФЗ, устанавливающая принцип обеспечения конкуренции, не содержит положений, которые бы могли повлечь за собой невозможность осуществления одноименных закупок у единственного поставщика на основании вышеупомянутых пунктов. Согласно части 2 статьи 8 Закона № 44-ФЗ, заказчикам запрещается совершать любые действия, которые противоречат требованиям Закона № 44-ФЗ. В том числе это касается ограничения конкуренции и необоснованного сокращения числа участников закупки. То есть условием, нарушающим предусмотренный Законом № 44-ФЗ принцип обеспечения конкуренции, будет являться совершение заказчиком действий, которые противоречат требованиям, установленным законодательством в сфере закупок.

Учитывая, что в Законе № 44-ФЗ отсутствует требование о недопустимости осуществления закупок однотипных товаров работ и услуг у единственного поставщика в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, то нарушение принципа обеспечения конкуренции при осуществлении таких закупок отсутствует, поскольку нет требования, противоречие которому бы допустил заказчик. В рассматриваемом случае принцип обеспечения конкуренции реализуется с помощью установления Законом № 44-ФЗ требований к максимальной допустимой цене контракта, к максимальной стоимостной доли таких закупок по отношению к СГОЗу и к их максимальному стоимостному объему в абсолютном выражении.

⠀