Информационное письмо Минфина о применении ФЗ от 5 апреля 2013г. №44-ФЗ в редакции ФЗ от 2 июля 2021г. №360-ФЗ

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Минфин разъяснил порядок применения некоторых положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) в редакции Федерального закона от 2 июля 2021 г. № 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 360-ФЗ), в частности:

О заключении контрактов по результатам проведения совместных конкурсов или аукционов если стороной соглашения об их проведении является уполномоченный орган, уполномоченное учреждение.

Статья 26 Закона № 44-ФЗ предусматривает различные способы централизации закупок, среди которых имеются случаи, при которых уполномоченному органу, уполномоченному учреждению передаются ("полная централизация") либо не передаются ("частичная централизация") полномочия на заключение контракта.

В этой связи если стороной соглашения, указанной в пункте 4 части 1 статьи 25 Закона № 44-ФЗ, является уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, которым переданы полномочия на заключение контракта - такой орган, учреждение заключают контракт в установленном порядке по результатам проведения совместного конкурса или аукциона, а если уполномоченному органу, уполномоченному учреждению не переданы полномочия на заключение 3 контракта - контракт заключается в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ, заказчиком, для которого такие уполномоченный орган, уполномоченное учреждение обеспечили (в рамках совместных конкурса или аукциона) определение поставщика (подрядчика, исполнителя).

 

О преимуществах субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям при участии в закупках.

В извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона № 44-ФЗ устанавливаются преимущества субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям при участии в определении поставщика (подрядчика, исполнителя);

Если в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 3 статьи 30 и пунктом 14 части 1 статьи 42 Закона № 44-ФЗ установлены преимущества субъектам малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями, в контракт включается условие о сроке оплаты в соответствии с частью 8 статьи 30 Закона № 44-ФЗ.

 

О предъявлении единых требований к участникам закупок при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, заказчик предъявляет единые требования к участникам закупки.

Указанные изменения части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ внесены Законом № 360-ФЗ с целью урегулирования возникавших вопросов контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, при осуществлении которого органы контроля исходили из обязанности заказчика проверить соответствия участника закупки при осуществлении закупки любым способом, включая закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от случая ее осуществления.

При этом обеспечение соответствия участников закупок единым требованиям при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется заказчиком в прежнем порядке, применявшимся до издания Закона № 360-ФЗ, в частности путем принятия заказчиком зависящих от него разумных и законных мер.

 

О применении типовых контрактов и типовых условий контрактов, утвержденных до 1 января 2022 г.

Законом № 360-ФЗ в часть 11 статьи 34 Закона № 44-ФЗ внесены изменения, предусматривающие исключение полномочий федеральных органов исполнительной власти на утверждение типовых контрактов и типовых условий контрактов, а также предусматривающие установление полномочий Правительства Российской Федерации на утверждение типовых условий контрактов.

В соответствии с частью 12 статьи 8 Закона № 360-ФЗ условия типовых контрактов и типовые условия контрактов, утвержденные до дня вступления в силу Закона № 360-ФЗ, применяются до утверждения Правительством Российской Федерации типовых условий контрактов в соответствующей сфере в части, не противоречащей Закону № 44-ФЗ.

Таким образом, после 1 января 2022 г. (и до утверждения Правительством Российской Федерации новых типовых условий) сохраняют свою силу и подлежат применению условия, содержащиеся в ранее утвержденных федеральными органами исполнительной власти типовых контрактах и типовых условиях контрактов, за исключением условий, которые противоречат действующим положениям Закона № 44-ФЗ в редакции Закона № 360-ФЗ (например, условия о сроке оплаты).

 

О последствиях признания открытого конкурентного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся.

Положения части 8 статьи 52 Закона № 44-ФЗ, допускающие закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, могут быть реализованы заказчиком вне зависимости от отсутствия в указанном пункте 25 дополнительной ссылки на часть 8 статьи 52 Закона № 44-ФЗ.

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ по результатам несостоявшегося запроса котировок в электронной форме осуществляется без согласования с контрольным органом в сфере закупок.

Так, пунктом 4 части 5 статьи 93 Закона № 44-ФЗ согласование с контрольным органом в сфере закупок предусмотрено исключительно для конкурсов и аукционов (если начальная (максимальная) цена контракта превышает предельные установленные Правительством Российской Федерации).

 

О применении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, являющихся приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. № 2571 (далее - Приложение к Постановлению № 2571, Постановление № 2571).

Вид или сфера деятельности заказчика не образует условия применения дополнительных требований к участникам закупки. Наименования разделов Приложения к Постановлению № 2571 сформированы в отношении сферы закупки (сферы закупаемых товаров, работ, услуг) и не предусматривают соотнесения с видами или сферами деятельности заказчика.

Приложением к Постановлению № 2571 в графе "Дополнительные требования к участникам закупки" предусмотрено несколько видов опыта выполнения работ, то соответствующим требованию о наличии опыта выполнения работ является участник закупки, обладающий хотя бы одним из таких видов опыта.

О применении Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. № 2604 (далее - Положение).

При оценке по критерию "цена контракта" 100 баллов присваивают заявке с лучшим ценовым предложением. Другим заявкам баллы начисляют после сравнения с лучшей ценой. Среди прочего ведомство привело пример расчета.

Файлы для скачивания

informatsionnoe_pismo_oyk.pdf
Тип файла: pdf
Размер файла: 0.56 МБ