Реклама медицинских услуг должна сопровождаться соответствующим предупреждением

Сфера деятельности: Контроль рекламы

По результатам проведенной совместно с Прокуратурой города проверки соблюдения на территории городского округа законодательства о рекламе выявлено, что на земельном участке по установлена рекламная конструкция – щит, с размещенным на нем баннером.

Управлением по результатам изучения материалов в действиях общества были установлены признаки нарушения части 7 статьи 24 Закона о рекламе, в связи с чем было возбуждено дело о нарушении законодательства о рекламе и была создана Комиссия по рассмотрению указанного дела.

Комиссия по рассмотрению дела  установила следующее.

Обществом осуществлялось распространение информации о представляемых медицинских услугах, путем размещения рекламной конструкции – рекламного щита на земельном участке по адресу: КБР, г. Баксан.

На рекламной конструкции размещен баннер, который содержит наименование юридического лица, перечень медицинских услуг: МРТ/КТ, УЗИ, СМТ, ВСЕ ВИДЫ АНАЛИЗОВ, изображение спирали ДНК, изображение в виде круга с вписанной подчеркнутой латинской буквой «S», а также список врачей: ПЕДИАТР, НЕВРОЛОГ, УРОЛОГ, СОСУДИСТЫЙ ХИРУРГ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Как установлено пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская услуга – медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Приказом Минздрава России от 13.10.2017 №804н утверждена номенклатура медицинских услуг.

Номенклатура медицинских услуг (далее – номенклатура) представляет собой систематизированный перечень кодов и наименований медицинских услуг в здравоохранении.

Как следует из номенклатуры магнитно-резонансная томография внутренних органов и тканей (МРТ), компьютерная томография (КТ), ультразвуковое исследование (УЗИ), воздействие синусоидально моделированным током (СМТ), а также проведение анализов крови, мочи, жидкостей и т.д.  выступают медицинским услугами.

Специальные требования к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины установлены статьей 24 Закон о рекламе.

В соответствии с частью 7 статьи 24 Закона о рекламе реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Таким образом, реклама медицинских услуг, должна в каждом случае содержать предупреждение, предусмотренное частью 7 статьи 24 Закона о рекламе.

При анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).

В этом случае данная информация должна быть исследована на предмет соответствия требованиям, предъявляемым Законом о рекламе к рекламе, в том числе установленным главой 3 Закона о рекламе в отношении отдельных видов товаров.

Учитывая, что данная информация является рекламой, она должная соответствовать требования предъявляемым к рекламе отдельных видов товаров (услуг), в том числе, установленным статьей 24 Закона о рекламе.

Однако, данная реклама не сопровождается предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости получения консультации специалистов.

На основании изложенного, Комиссия решила признать ненадлежащей рекламу медицинских услуг общества.