Проблемные вопросы, возникающие при рассмотрении жалоб, в порядке, установленном статьей 18.1. Федерального закона «О защите конкуренции» и пути их решения

Кабардино-Балкарское УФАС России не раз в своих отчетах и выступлениях обращало внимание на проблему отсутствия в Земельном кодексе РФ запрета на рассмотрение поступивших заявок на участие в аукционе на следующий день после окончания срока подачи заявок.

В 2019 году вступило в силу решение по арбитражному делу №А20-5327/2019, где отражена указанная проблема. Указанное дело также включено в Обзор судебной практики подготовленного в рамках указанной темы специализации.

Так, Кабардино-Балкарским УФАС России была рассмотрена жалоба на необоснованный отказ в допуске к участию в аукционе по причине непоступления задатка на дату рассмотрения заявок (Решение Кабардино-Балкарского ФАС России от 21. 09.2018 г. по делу №06-54/18ж).

Заявитель обжаловал отказ в допуске к участию в аукционе, ссылаясь на надлежащее исполнение обязанности по внесению задатков в размере и в сроки, указанные в извещении о проведении аукциона. Представитель организатора торгов, напротив, указал на отсутствие подтверждения поступления задатка от заявителя.

На наш взгляд, единственным решением обозначенной проблемы является внесение в Земельный кодекс РФ изменений в части регламентации срока рассмотрения заявок на участие в аукционе, который должен определяться с учетом необходимости получения организатором торгов (комиссией организатора торгов) достоверной информации о факте поступления на расчетный счет организатора торгов задатков от претендентов, подавших свои заявки в последний день установленного срока (например, не ранее, чем через 2 рабочих дня со дня окончания срока подачи заявок).

Еще одна проблема, выявленная в рамках рассмотрения жалоб на конкурсную комиссию при предоставлении грантов на поддержку малого и среднего бизнеса -  отсутствие прозрачности в действиях конкурсной комиссии при предоставлении грантов.

В качества примера: Управлением в соответствии со статьей 18.1 Закон о защите конкуренции рассмотрена жалоба одного из сельхозкооперативов на действия  организатора конкурса Министерство сельского хозяйства КБР, при проведении конкурсного отбора сельскохозяйственных потребительских кооперативов на предоставление грантов на финансовое обеспечение части затрат на развитие материально-технической базы (далее – Жалоба).

Заявитель обжаловал действия Организатора конкурса, выразившиеся, по его доводам, в необоснованном отказе в предоставлении гранта.

Согласно представленному организатором конкурса оценочному табелю заявок, представленных на конкурсный отбор сельскохозяйственных потребительских кооперативов на предоставление грантов на развитие материально-технической базы заявителю выставлено –  25 баллов, по результатам очного собеседования – 0 баллов.

В ходе рассмотрения дела представитель организатора конкурса представил пояснения членов конкурсной комиссии о критериях оценки выставления баллов по результатам очного собеседования и осмотра МТ базы заявителя  и других участников конкурсного отбора, в которых члены комиссии утверждают, о нецелесообразности предоставление гранта на цели указанные.

В соответствии с пунктом 28 Правил, победителями конкурса признаются заявители, прошедшие конкурсный отбор и набравшие при этом наибольшее количество баллов.

Итоговая оценка по каждому участнику конкурсного отбора определяется конкурсной комиссией путем сложения баллов по каждому критерию конкурсного отбора и указывается в протоколе заседания конкурсной комиссии. При равном количестве баллов победители конкурса определяются простым большинством голосов присутствующих членов комиссии.

При этом в соответствии с пунктом 34 Правил, одним из оснований для отказа в предоставлении гранта является «непризнание победителем конкурсного отбора».

По вопросу о признании победителем конкурсного отбора и предоставления гранта в размере заявленной суммы проголосовали: за – 0 членов Комиссии, против – 6, воздержались – 4.

По результатам голосования членов конкурсной Комиссии заявитель, не признан победителем конкурсного отбора, и в связи с этим  ему отказано в предоставлении гранта на развитие материально-технической базы.

Из вышеуказанного следует, что не зависимо от набранных баллов по результатам представленных документов, Конкурсная Комиссия организатора конкурса в праве на основании пунктом 34 Правил проголосовать против признания участника победителем конкурса, что является основанием для отказа в предоставлении гранта.

Таким образом, пункт 34 Правил дает возможность конкурсной комиссий субъективно оценивать претендентов, а также предоставляет право независимо от набранных баллов отказывать претендентам в предоставлении грантов, что противоречит принципам конкуренции и конкурсного отбора.

Несмотря на то, что указанное постановление явно носило антиконкурентный характер,  Комиссии Управления пришлось признавать жалобу необоснованной, так как конкурсная комиссия действовала в рамках действующего Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 21 февраля 2017 года № 23-ПП.  

На данном этапе рассматривается вопрос о выдаче Предупреждения о прекращения нарушения антимонопольного законодательства, для вынесения изменений в указанное Постановление Правительства КБР, с целью конкретизации критериев определения победителей конкурса.

 

В данной связи полагаем, что по поручению ФАС России территориальным органам необходимо регулярно на постоянной основе проводить мониторинг принятых актов органами власти субъектов РФ, касающихся предоставления грантов поддержки малого и среднего бизнеса. Указанные меры необходимы для обеспечения открытости и прозрачности конкурсных процедур, что будет способствовать снижению коррупционных рисков.

Файлы для скачивания

Инфографика 1
Тип файла: png
Размер файла: 0.78 МБ
Инфографика 2
Тип файла: png
Размер файла: 1.02 МБ