• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Публичные обсуждения результатов правоприменительной практики контрольной и надзорной деятельности Кабардино-Балкарского УФАС России за IV квартал 2019 года

10 декабря 2019 года в Кабардино-Балкарском государственном университете имени Х. М. Бербекова состоялись публичные обсуждения результатов правоприменительной практики контрольной и надзорной деятельности Управления ФАС России по Кабардино-Балкарской Республике за IV квартал текущего года.

 

В соответствии с повесткой мероприятия с основным докладом выступила врио руководителя УФАС России по КБР Анна Кумахова. В своем выступлении она рассказала о реализации Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции»:

«Подводя промежуточные итоги реализации Национального плана по развитию конкуренции, удалось добиться присутствия практически во всех отраслях экономики минимум трех хозсубъектов, один из которых относится к частному бизнесу».

По итогам 2018 года количество нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления сократилось на 14% по сравнению с данными за 2017 год. За текущий год в Кабардино-Балкарской Республике состоялся ряд мероприятий, посвященных вопросам дальнейшего развития конкуренции и реализации целей Нацплана, а также «дорожной карты» и стратегии развития конкуренции:

«В сентябре 2019 года под председательством Главы Кабардино-Балкарской Республики Казбека Кокова состоялось расширенное заседание Государственного совета по содействию развития конкуренции в регионе. В совещании приняли участие заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Алексей Доценко и начальник Правового Управления ФАС России Артем Молчанов. В своих выступлениях представители Центрального аппарата антимонопольного ведомства отметили положительные результаты работы, проведенной в нашей Республике по развитию конкуренции, в частности 27 сентября 2019 года наш регион один из первых в Северо-Кавказском Федеральном округе утвердил «Дорожную карту развития конкуренции в КБР», - отметила врио руководителя Кабардино-Балкарского Управления ФАС России.

В своем докладе Анна Кумахова также рассказала об итогах внедрения органам исполнительной власти и органам местного самоуправления КБР единого подхода к организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, так называемого антимонопольного комплаенса:

«28 февраля 2019 года в Доме Правительства Кабардино-Балкарской Республики, Управлением ФАС России по КБР совместно с Министерством экономического развития Республики было проведено совещание для представителей органов исполнительной власти региона, которые были назначены ответственными за работу по организации и внедрению системы антимонопольного комплаенса в представляемых ведомствах. На семинаре-совещании также присутствовали представители руководства органов местного самоуправления республики. По итогам семинара-совещания органам исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики были даны рекомендации по единообразной практике внедрения антимонопольного комплаенса, а также внесено предложение о внедрении антимонопольного комплаенса в систему органов местного самоуправления республики».

Далее в своем выступлении врио руководителя Управления ФАС России по КБР рассказала о правоприменительной практике антимонопольного органа, в частности о выявлении и пресечении нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти: практика применения статей 15, 17 и 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции». Также в своем докладе Анна Кумахова привела итоги деятельности ведомства, в рамках осуществления контроля за рекламной деятельностью и пресечения недобросовестной конкуренции в Республике. Особое внимание врио руководителя Кабардино-Балкарского УФАС России уделила работе ведомства по усилению контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов (программ) по закупкам, осуществляемым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Федеральной антимонопольной службой поручено территориальным антимонопольным органам ежемесячно проводить не менее пяти инициативных внеплановых проверок по закупкам, осуществляемым в рамках национальных проектов:

«Во исполнение названных поручений, Управление ФАС России по Кабардино-Балкарской Республике провело с государственными и муниципальными заказчиками разъяснительную работу по актуальным вопросам реализации мероприятий, направленных на выполнение положений национальных проектов, в которых принимает участие наш регион: были внесены соответствующие  предложения о необходимости усиления контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов (программ) и строгом соблюдении сроков проведения закупочных процедур. В настоящее время Управление продолжает работу по проведению внеплановых проверок и своевременному устранению выявляемых нарушений», - сообщила врио руководителя Управления.

 

Далее в соответствии с повесткой Публичных обсуждений о типовых нарушениях и правоприменительной практике Кабардино-Балкарского Управления ФАС России в сфере контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в своем выступлении рассказал врио заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок УФАС России по КБР Рамазан Гаев. В своем выступлении он дал разъяснения по вопросу, связанному с отклонением заявок участников по причине неуказания товарного знака:

«В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона №44-ФЗ, статьями 1477, 1479, 1480, 1481 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также исходя из положений Федеральных законов №162-ФЗ и №184-ФЗ о стандартизации и техническом регулировании в РФ,  и требований, установленных по ГОСТ - отклонять заявку, в связи с отсутствием товарного знака или не указанием товарного знака в первой части заявки, если у предлагаемого товара отсутствует товарный знак неправомерно».

Также Рамазн Гаев уделил внимание вопросам невозможности учета договоров субподряда в качестве подтверждения соответствия участника дополнительным требованиям о наличии опыта работы согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 года №99.

В своем докладе врио заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок Управления ФАС России по Кабардино-Балкарской Республике привел ряд примеров, по рассмотренным ведомством жалобам, наглядно показывая типовые нарушения.

 

Далее о практике рассмотрения жалоб на действия (бездействия) юридического лица, организатора торгов, конкурсной или аукционной комиссии в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» рассказал начальник отдела защиты конкуренции и контроля рекламного законодательства Кабардино-Балкарского УФАС России Артур Куантов. В своем выступлении он привел статистику рассмотрения жалоб по сферам контроля, осуществляемого ведомством, в частности, данные по рассмотрению жалоб в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» за 2018 и 2019 годы, в соответствии с которыми прослеживается положительная динамика снижения нарушений антимонопольного законодательства.

«В основном жалобы на действия организаторов торгов (конкурсов) касались нарушения порядка организации и проведения обязательных в силу закона торгов. Согласно статистическим данным, основная масса жалоб приходится на нарушения земельного законодательства - 49% от общего количества рассмотренных жалоб, так называемые «банкротные дела» составляют 23 % рассмотренных жалоб, жалобы при проведении конкурсов на предоставление грантов на поддержку малого и среднего бизнеса - 20%».

Отдельное внимание Артур Куантов уделил актуальным проблемам эффективности применяемого законодательства. Так, в своем докладе  начальник отдела защиты конкуренции и контроля рекламного законодательства УФАС России по КБР привел проблемные вопросы, возникающие при рассмотрении жалоб, в порядке, установленном статьей 18.1. Федерального закона «О защите конкуренции», представил возможные пути их решения.

В завершении своего выступления Артур Куантов рассказал о работе Кабардино-Балкарского Управления ФАС России направленной на пресечение нарушений порядка организации и проведения обязательных в силу закона торгов:

«В 2019 году Управлением ФАС России по Кабардино-Балкарской Республике проведены заседания выездных «Круглых столов» в муниципальных районах и городах КБР. За текущий год обсуждение данных вопросов состоялось также в рамках работы заседания Коллегии Федеральной антимонопольной службы, на семинарах и совещаниях, заседаниях межведомственных рабочих групп, а также в рамках  работы Управления со средствами массовой информации».

 

В соответствии с повесткой дня Публичных обсуждений о применении национального режима при осуществлении закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, регулируемого статьей 14 Закона о контрактной системе, в своем выступлении рассказала сотрудник отдела контроля закупок Кабардино-Балкарского Управления ФАС России Тамара Гасиева:

«Правила национального режима разработаны для реализации следующих целей: во-первых, для защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства; во-вторых, для защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики и создания выгодных условий для отечественных товаропроизводителей».

Далее Тамара Гасиева рассказала о мерах, предусмотренных Законодательством о контрактной системе, для реализации целей национального режима в отношении товаров, работ и услуг, происходящих из иностранных государств и, соответственно, выполняемых и оказываемых иностранными лицами, а именно: о запрете на допуск, а также об ограничениях и условиях допуска:

«Условия допуска товаров регулируются Приказом Министерства финансов России от 04 июня 2018 года № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд». По условиям допуска преимущество предоставляется при проведении конкурентных закупок (в том числе в электронной форме) участникам, которые предложили товары только из государств членов Евразийского экономического союза — Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии или России, и заявки которых соответствуют требованиям, установленным извещением о закупке и документации о закупке».

В рамках обсуждения данного вопроса было разъяснено, в каких случаях не применяются условия допуска к участникам закупок:

- если конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений согласно Федеральному закону № 44-ФЗ признается несостоявшимся;

- если все заявки (окончательные предложения), признанные соответствующими требованиям документации (извещения) о закупке, содержат предложения о поставке товаров исключительно из государств – членов Евразийского экономического союза;

- если закупаются товары, в отношении которых Правительство РФ установило запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона № 44-ФЗ.

«Хотелось бы подчеркнуть, что под установление ограничений допуска попала радиоэлектронная продукция. Нормативное регулирование при закупке данной продукции, происходящей из иностранных государств, осуществляется Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 года № 878, в соответствии с которым ограничение на допуск действует с 01 сентября 2019 года до 1 сентября 2021 года. В рамках данного Постановления создан единый реестр российской радиоэлектронной продукции», - отметила сотрудник отдела контроля закупок УФАС России по КБР.

 

Далее о деятельности Общественного совета, действующего при Кабардино-Балкарском Управлении Федеральной антимонопольной службы в своем выступлении рассказал председатель Совета, глава представительства Кабардино-Балкарской Республики по торгово-экономическим вопросам в Москве и Московской области Альберт Шаоев.

Свою работу Общественный совет Управления ФАС России по КБР начал в середине 2019 года. Данный совещательный орган, в соответствии с пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» и Приказом Федеральной антимонопольной службы №1865/18 «Об утверждении Положения об Общественном совете при территориальном органе Федеральной антимонопольной службы», пришел на смену ранее действовавшему при ведомстве Общественно-консультативному совету. Общественный совет является органом, созданным с целью обеспечения учета потребностей и интересов жителей республики, защиты их прав и свобод, защиты прав общественных объединений при осуществлении государственной политики в части, относящейся к сфере деятельности антимонопольного органа, а также в целях осуществления общественного контроля непосредственно за деятельностью территориального органа ФАС России.

В своем выступлении Альберт Шаоев рассказал участникам встречи о прошедших за последнее время масштабных мероприятиях, проведенных ФАС России и Общественной палатой России, направленных на повышение эффективности функционирования Общественных советов, действующих при территориальных органах ФАС России. Особое внимание Председатель Общественного совета уделил Первой Всероссийской научно-практической конференции Общественных советов Федеральной антимонопольной службы, которая проходила в начале декабря в Москве на площадке Общественной палаты Российской Федерации:

«В Первой Всероссийской научно-практической конференции Общественных советов ФАС России также принимал участие сотрудник Кабардино-Балкарского Управления. На мероприятии обсуждались актуальные вопросы реализации Национального плана развития конкуренции и развития механизмов адвокатирования конкуренции. Также хотелось отдельно выделить дискуссию по проблемным вопросам развития малого и среднего бизнеса в субъектах Российской Федерации, которая также состоялась  в рамках работы Конференции. Могу отметить большое количество важнейших вопросов, обсуждение которых прошло на заседании данной сессии. На примерах коллег из других регионов участники Конференции наглядно рассмотрели схемы возможного решения тех или иных экономических проблем регионов».

 

В завершение встречи представители президиума ответили на вопросы участников и дали ответы на обращения, поступившие в адрес Управления ФАС России по КБР для предварительного рассмотрения.