Организатор торгов привлечен к административной ответственности

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике (далее – Кабардино-Балкарское УФАС России) 23.10.2018 поступили четыре жалобы физического лица (далее – Заявитель) на действия арбитражного (конкурсного) управляющего (далее также – Организатор торгов) при организации и проведении торгов в форме публичного предложения.

Заявитель обжаловал необоснованный отказ от проведения торгов (отмену торгов).

Исследовав имеющиеся в материалах рассмотрения жалоб сведения и документы, а также доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалоб, Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 9.4 Положения о порядке проведения торгов, если в течение 10 (десяти) календарных дней с даты начала действия публичного предложения имущество не продано по начальной продажной цене публичного предложения, то начальная цена публичного предложения, установленная по этому лоту, подлежит последовательно снижению каждые три календарных дня на 5 % от первоначальной стоимости торгов.

14.10.2018 на интервале, действующем в период с 18 часов 00 минут 10.10.2018 по 18 часов 00 минут 14.10.2018, физическим лицом поданы заявки на участие в торгах по лоту № 1, № 2, № 3, № 4 и оплачены задатки в установленном размере.

Вместе с тем, 19.10.2018 Организатором торгов были составлены протоколы о результатах проведения торгов по каждому из четырех лотов, размещенные на электронной торговой площадке ООО «ЮТендер» в день их подписания, в соответствии с которым Организатор торгов принял решение об отмене торгов по следующему основанию: «заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным в настоящем Положении и указанным в сообщении о проведении торгов».

Из пояснений Организатора торгов следовало, что указанное решение было принято в связи с несоответствием предложенной Заявителем суммы минимальной продажной цене («цене отсечения»), утвержденной собранием кредиторов и отраженной в Положении о порядке проведения торгов, что в свою очередь вызвано технической ошибкой, допущенной при расчете «цены отсечения» при формировании извещения о проведении торгов. Таким образом, «цена отсечения», указанная в извещении, была менее утвержденной собранием кредиторов, что, по мнению Организатора торгов, в дальнейшем приведет  к причинению кредиторам убытков в виде невозможности удовлетворения требований в полном объеме.

Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России признала данные действия Организатора торгов неправомерными ввиду следующего.

Рассмотрение организатором торгов представленной заявки на участие в торгах и принятие решения о допуске заявителя к участию в торгах осуществляются в порядке, установленном статьей 110 Закона о банкротстве.

При отсутствии в установленный срок заявки на участие в торгах, содержащей предложение о цене имущества должника, которая не ниже установленной начальной цены продажи имущества должника, снижение начальной цены продажи имущества должника осуществляется в сроки, указанные в сообщении о продаже имущества должника посредством публичного предложения.

Право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, который представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, при отсутствии предложений других участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения.

С даты определения победителя торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения прием заявок прекращается.

Из буквального толкования приведенной нормы следует, что процедура публичного предложения прекращается в момент регистрации первой заявки, содержащей предложение о цене не ниже, действующей на указанном интервале торгов.

В соответствии с пунктом 12 статьи 110 Закона о банкротстве решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах принимается по результатам рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов. К участию в торгах допускаются заявители, представившие заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленным Законом о банкротстве и указанным в сообщении о проведении торгов. Заявители, допущенные к участию в торгах, признаются участниками торгов. Организатор торгов уведомляет всех заявителей о результатах рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и признании или непризнании заявителей участниками торгов посредством направления заявителям в письменной форме или в форме электронного документа копий протокола об определении участников торгов в течение пяти дней со дня подписания указанного протокола.

Решение организатора торгов об определении победителя торгов принимается в день подведения результатов торгов и оформляется протоколом о результатах проведения торгов (пункт 15 статьи 110 Закон о банкротстве).

В соответствии с пунктом 4 статьи 448 Гражданского кодекса РФ, если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса - не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса. В случае, если организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб.

Учитывая указанные выше правовые нормы, приняв во внимание отсутствие в Законе о банкротстве императивного запрета на отказ организатора торгов от продажи имущества должника посредством публичного предложения, а также правовую природу торгов в форме публичного предложения, Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России пришла к выводу о том, что Организатор торгов вправе отказаться от проведения торгов в форме публичного предложения до получения первой заявки на участие в торгах. Изложенная правовая позиция нашла свое отражение в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.02.2016 № 308 ЭС15-19289.

Согласно пояснениям Организатора торгов о расхождении «цены отсечения», установленной в Положении о порядке проведения торгов и в извещении о проведении торгов, Организатору торгов стало известно после формирования извещения и, соответственно, до поступления заявки Заявителя. В этой связи Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России приняла во внимание положения пункта 2 статьи 139 Закона о банкротстве, согласно которым в случае возникновения в ходе конкурсного производства обстоятельств, в связи с которыми требуется изменение порядка, сроков и (или) условий продажи имущества должника, конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения соответствующие предложения относительно таких изменений. Однако, действий, направленных на внесение в Положение о порядке проведения торгов соответствующих изменений либо на своевременный отказ от проведения торгов, Организатором торгов предпринято не было.

С учетом изложенного, в действиях Организатора торгов выявлены нарушения требований пункта 12 статьи 110 Закона о банкротстве, пункта 4 статьи 448 Гражданского кодекса РФ.

Административная ответственность за указанное правонарушение предусмотрена частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ, в соответствии с которой нарушение установленных законодательством Российской Федерации процедуры и порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 9 названной статьи и статьями 7.29 - 7.32 и 7.32.3 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до десяти тысяч рублей.

На основании изложенного организатор торгов привлечен к административной ответственности.