• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

О правилах оформления протоколов рассмотрения заявок на участие в торгах и запросах котировок

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Цель данных рекомендаций - предупреждение нарушений законодательства о размещении заказов со стороны конкурсных, аукционных, котировочных комиссий  (далее — комиссии) при оформлении протоколов по результатам проведения процедур рассмотрения заявок участников размещения заказа.
Практика проведения плановых и внеплановых проверок Кабардино-Балкарским УФАС России показывает, что одним из самых распространённых нарушений при размещении государственных и муниципальных заказов является некачественное оформление комиссиями протоколов рассмотрения заявок.
Данные нарушения, присущие всем уровням организаторов торгов: федеральным, областным, муниципальным, влекут за собой многочисленные обращения участников размещения заказа в контрольный орган с жалобами на действия комиссий, в связи с неясностью для лиц, подавших заявки, причин отказа в участии в торгах или запросе котировок (даже если  такой отказ, в действительности, обоснован).
Согласно части 6 ст. 41.9 Федерального закона от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе аукционной комиссией оформляется протокол рассмотрения заявок, который ведется аукционной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами аукционной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе.
Указанной нормой установлен перечень сведений, которые должны содержаться в протоколе рассмотрения заявок, в том числе: решение о допуске участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе с соответствующим порядковым номером, к участию в открытом аукционе в электронной форме и о признании его участником открытого аукциона или об отказе в допуске  к участию в открытом аукционе с обоснованием такого решения и с указанием:
- положений документации об открытом аукционе в электронной форме, которым не соответствует заявка на участие в открытом аукционе этого участника размещения заказа,
- положений заявки на участие в открытом аукционе, которые не соответствуют требованиям документации об открытом аукционе.
Аналогичные требования установлены в отношении оформления протоколов по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе (ч. 2 ст. 27 Закона о размещении заказов). По смыслу закона такие правила следует учитывать и при проведении запроса котировок (ч.4 ст. 47 Закона о размещении заказов).
Из содержания ч.6 ст.41.9, ч.2 ст.27 Закона о размещении заказов следует, что комиссии не вменяется в обязанность детальное перечисление в составе протокола сведений, которые явились причиной  отказа в допуске к участию в торгах. Вместе с тем, представляется необходимым указание на положения документации (например: номера раздела, пункта, подпункта и пр.), предусматривающие соответствующие требования к характеристикам товара, работ, услуг, либо их сокращенное словесное описание, а также отображение аналогичных сведений в отношении заявки лица, которому было отказано в допуске к участию в аукционе (конкурсе).
Совершение комиссиями указанных действий при оформлении протоколов рассмотрения заявок позволит считать соблюденными требования, установленные  ч.6 ст. 41.9, ч.2 ст.27 Закона о размещении заказов.
Правила оформления протокола рассмотрения заявок установлены законодателем с целью соблюдения принципов гласности и прозрачности размещения заказов, недопущения фактов ограничения количества участников торгов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Неисполнение требований, предусмотренных ч.6 ст.41.9, ч.2 ст.27 Закона о размещении заказов не влечет за собой отмену соответствующего протокола или аннулирование торгов.
Вместе с тем, частью 2.1 ст. 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность каждого члена комиссии за нарушение установленных законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд требований к содержанию протокола, составленного в ходе проведения конкурса, аукциона, запроса котировок, - в виде  административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.
Следует учесть, что состав данного правонарушения является формальным, что указывает на возможность привлечения виновных лиц к административной ответственности вне зависимости от наступления вредных последствий.