Доклад «Нововведение в законодательстве о размещении заказов. Федеральная контрактная система»

В отличие от Федерального закона № 94-ФЗ, Федеральный закон № 44-ФЗ регламентирует не только фазу размещения государственного и муниципального заказа, но и стадии планирования закупок и исполнения контрактов.

Среди способов закупок отметим вновь появившиеся: конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений. Изменились критерии оценки конкурсных заявок. Обязательным становится обеспечение заявки при проведении конкурсов и аукционов и в большинстве случаев обеспечение контракта (кроме некоторых случаев закупок у единственного поставщика). Обязательность обеспечения заявок и контрактов без сомнения (как и всякое ограничение) сузит базу поставщиков на и так не слишком конкурентном российском рынке, так как потребует дополнительных финансовых ресурсов со стороны потенциальных поставщиков.

Остался такой способ закупки как запрос котировок, которые некоторые представители ФАС хотели заменить электронным аукционом с укороченными сроками проведения. Это скорее положительный момент, так как запрос котировок является самым простым и быстрым способом закупок. Вопрос коррупционности данного способа закупок в новом законе снимается разрешением участниками запроса котировок присутствовать при вскрытии конвертов, чего нет в Федеральном законе № 94-ФЗ. Изменились ограничения по проведению запроса котировок: если в Федеральном законе № 94-ФЗ можно было закупать одноименную продукцию на сумму не более чем пятьсот тысяч рублей в течение квартала, то в Федеральном законе № 44-ФЗ совокупный годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать десять процентов объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком, но не должен составлять более чем сто миллионов рублей в год. Предельный потолок закупки остался прежним. Это более удобно государственным и муниципальным заказчикам с большими объемами закупок и усложнит жизнь заказчикам с небольшими объемами закупок.

То же самое можно сказать и о закупках у единственного поставщика на сумму, не превышающую 100 тыс. рублей. В новом законе данная сумма указана прямо, а не как «не превышающая установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке» (Федеральный закон № 94-ФЗ). Совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить у единственного поставщика не более, чем на 100 тыс. рублей, не может превышать 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика, и не может превышать пятьдесят миллионов рублей в год. Указанные ограничения в части установления предельных значений не распространяются на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые заказчиками для нужд сельских поселений. Можно только порадоваться за заказчиков из сельских поселений. Значительный раздел нового закона посвящен различным видам контроля в сфере закупок, включая общественный контроль со стороны граждан, общественных объединений и объединений юридических лиц. Граждане и общественные объединения и объединения юридических лиц вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать возможность осуществления такого контроля. Общественный контроль осуществляется в целях реализации принципов контрактной системы в сфере закупок, содействия развитию и совершенствованию контрактной системы в сфере закупок, предупреждения, выявления нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и информирования заказчиков, контрольных органов в сфере закупок о выявленных нарушениях. Общественные объединения и объединения юридических лиц, осуществляющие общественный контроль, вправе:

1) подготавливать предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;

2) направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов;

3) осуществлять независимый мониторинг закупок и оценку эффективности закупок, в том числе оценку осуществления закупок и результатов исполнения контрактов в части их соответствия требованиям настоящего Федерального закона;

4) обращаться от своего имени в государственные органы и муниципальные органы с заявлением о проведении мероприятий по контролю в соответствии с настоящим Федеральным законом;

5) обращаться от своего имени в правоохранительные органы в случаях выявления в действиях (бездействии) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссий по осуществлению закупок и их членов, должностных лиц контрактной службы, контрактных управляющих признаков состава преступления;

6) обращаться в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов, иные обращения, представленные общественными объединениями и объединениями юридических лиц, рассматриваются заказчиками в соответствии с законодательством Российской Федерации о порядке рассмотрения обращений граждан. Члены общественных объединений и объединений юридических лиц обязаны обеспечивать конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами и которая стала им известна в ходе осуществления общественного контроля.

Правила изменения и расторжения контракта останутся практически теми же, что и сейчас - по соглашению сторон, решению суда и возможность одностороннего отказа от контракта, на что указывает п. 19 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. В то же время это будет возможно лишь при условии, что такое положение включено в текст договора.

Более традиционный предмет регулирования - заключение гражданско-правовых договоров, направленных на удовлетворение государственных или муниципальных нужд, в Законе о КС разрешает проблему применения законодательства о госзакупках к заключению договоров на приобретение недвижимости и аренды имущества. В настоящее время судебная практика решает вопросы применения Закона N 94-ФЗ к договору купли-продажи недвижимости и к договору аренды движимого и недвижимого имущества следующим образом: Закон N 94-ФЗ не применялся к договору купли-продажи недвижимости, в котором публично-правовое образование выступает на стороне покупателя; Закон N 94-ФЗ применялся к договору аренды движимого имущества при соблюдении таких условий: контракт заключается в интересах специального субъекта (государственного или муниципального образования, бюджетного учреждения), целью его заключения выступает удовлетворение государственных или муниципальных потребностей, финансирование этих потребностей осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.

Закон о КС разрешил обозначенные выше проблемы положительно. Подпунктом 3 п. 1 ст. 1 Закона о КС установлено, что данный Закон регулирует отношения, касающиеся заключения гражданско-правового договора, предметом которого среди прочего является оказание услуги, в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества.

Главной проблемой видится то, что Федеральный закон № 44-ФЗ по существу не решает вопрос об обеспечении качества закупаемых товаров, работ и услуг. Именно этот вопрос в последние годы был основным в споре сторонников и противников расширения номенклатуры закупок с помощью электронных аукционов. Новый закон видится неким компромиссом между двумя полярными точками зрения, не меняющим существующую ситуацию в принципе.

По некоторым положениям принятого закона на сегодняшний день нет практики. Очевидно, что работа с такими положениями Федерального закона № 44-ФЗ будет складываться методом проб и ошибок, в том числе, с различной трактовкой одних и тех же положений в зависимости от позиций представителей различных федеральных ведомств и представителей органов власти регионов и местных администраций. К концу 2013 года будет принято значительное количество нормативных правовых актов в дополнение к Федеральному закону № 44-ФЗ, методические рекомендации и письма Минэкономразвития России и ФАС России по применению отдельных положений данного закона.