• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Протокол №9 от 22.12.2010г. заседания ОКС при КБ УФАС России

 

Протокол №9 от 22.12.2010г.
Заседания Общественно-консультативного совета
при Кабардино-Балкарском УФАС России

22.12.2010 года

г. Нальчик

Председательствовал: Пшиншев К.Г.

Присутствовали:

Сопредседатель ОКС: Кильчуков А.И.

Члены ОКС: Ажахов К.М., Аришева С.А., Эндреев Б.А., Чернышева М.Б., Шаушев З.Л., Устов М.А.

Приглашенные: Орквасова К.А., Максидов А.Л.

Повестка дня:

1. Саморегулируемые организации в различных сферах экономики КБР.

2. Проблемы недискриминационного доступа к технологической инфраструктуре субъектов естественных монополий.

3. Разное.

1.Слушали: Саморегулируемые организации (СРО) в различных сферах экономики КБР.

Выступили: Руководитель регионального отделения общероссийской организации поддержки предпринимательства «ОПОРа России» Кильчиков А.И. сообщил Совету, что предметом регулирования является управление рисками (пакетами рисков) каждой сферы деятельности, посредством установления законом, органом власти (Банком России) и/или институтами профессионального общественного регулирования определенных требований к участникам рынка, инструментам и продуктам рынка, а также к правилам совершения операций. Саморегулирование – регулирование (правоустановление и применение) посредством общего (свободного) и институционального (в форме СРО или бирж) права рынка. Регулирование – управление рисками предпринимательскими (профессиональными), рыночными и потребительскими. Оно может выражаться в следующих формах:

- установление требования к капиталу (или иным механизмам материальной ответственности) компании;

- лицензирование, как допуск к профессии/деятельности;

- лицензирование, как допуск к ограниченному ресурсу;

- аккредитация (общественных профессиональных организаций);

- аттестация (сотрудников лицензированных компаний);

- установление стандартов качества продукции;

- сертификация качества продукции.

Основными причинами разработки «Концепции саморегулирования в РФ» являлись: избыточность полномочий органов власти и Банка России по установлению правил и стандартов предпринимательской (профессиональной) деятельности и требований к продукции, недостаточная эффективность и высокие издержки надзора и контроля со стороны органов власти за профессиональной (предпринимательской) деятельностью и требованиями к продукции, а также отсутствие институциально определенных механизмов обратной связи между предпринимательским сообществом и органами власти и Банком России, в вопросах правоустановления и надзора. Обязательными квалифицирующими признаками СРО должны быть:

- принцип достаточного представительства производителей товаров (работ, услуг) соответствующих определенным признакам;

- наличие механизмов лимитированной индивидуальной (в форме страхования гражданской ответственности) и/или коллективной материальной ответственности членов в форме компенсационных фондов (специального имущества, не связанного с остальным имуществом СРО). Особую значимость имеет наличие в СРО органов разработки правил, контроля за исполнением правил и дисциплинарной ответственности. Докладчик также обратил внимание Совета на два типа национальных «союзов» СРО отдельных отраслей экономики:

- первый: построенный на ассоциированном членстве СРО в «союзе», запрет на прямое членство предпринимателей;

- второй: построенный на ассоциированном членстве СРО в «союзе» и допускающий прямое членство предпринимателей в «союзе».

Решили:

- Принять к сведению.

Голосовали: единогласно «за».

2.Слушали: Проблемы недискриминационного доступа к технологической инфраструктуре субъектов естественных монополий.

Выступили: Специалист-эксперт Управления Максидов А.Л. рассказал, что состояние конкурентной среды в значительной степени обусловлено стоимостью услуг субъектов естественных монополий, состоянием инфраструктуры и наличием возможности беспрепятственного к ней доступа.

Таким образом, государственное регулирование естественных монополий напрямую влияет на качество конкурентной среды посредством:

- ценового (тарифного) регулирования;

- инвестиционных программ, которые определяют технологические возможности по доступу к услугам субъектов естественных монополий;

- регулирования доступа к услугам субъектов естественных монополий для развития эффективной конкуренции между их потребителями в соответствующих секторах, а также устранения инфраструктурных ограничений для экономики в целом.

В настоящее время деятельность естественных монополий регулируются Федеральным законом от 17.08.1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях). В соответствии с частью 3 статьи 8 Закона о естественных монополиях, субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Законом о естественных монополиях, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.

Понятие дискриминационных условий изложено в Федеральном законе от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). Под дискриминационными условиями понимаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами. Таким образом, субъекты естественных монополий при осуществлении своей деятельности, обязаны обеспечивать равные условия доступа к предоставляемым услугам всем обратившимся лицам.

Недискриминационный доступ к услугам субъектов естественных монополий обеспечивается:

1. государственным регулированием тарифов на услуги инфраструктуры;

2. определением существенных условий договора предоставления услуг инфраструктуры (договора технологического присоединения);

3. запретом на необоснованный отказ в предоставлении услуг инфраструктуры.

Проблемы доступа к услугам, предоставляемым субъектами естественных монополий, в основном решаются в рамках антимонопольного законодательства (пресечения нарушений - злоупотреблений доминирующим положением, а также контроля сделок экономической концентрации и сопровождения отдельных сделок требованиями, направленными на обеспечение конкуренции). Т.е. субъект естественной монополии автоматически признается занимающим доминирующее положение на рынке, а, следовательно, подпадает под действие Закона о защите конкуренции.

Нормативно – правовая база, регламентирующая недискриминационный доступ к инфраструктуре связи, содержится в нескольких правительственных постановлениях:

1. Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2005г. №310;
2. Правила оказания услуг связи по передаче данных, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.01.2006г. №32
3. Правила присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.03.2005г. №161.

Решили:

- Принять к сведению;

- Членам ОКС при КБ УФАС довести информацию по данному докладу до представителей своих НКО.

Голосовали: единогласно «за».
3.Слушали: Разное.
Выступили: ответственный секретарь Общественно-консультативного совета при КБ УФАС России Устов М.А. сообщил, что по Положению об ОКС при ТО ФАС России, утвержденному приказом ФАС от 28.02.2007 №44, члены Совета утверждаются сроком на один год, но при этом количество сроков пребывания в составе Совета не ограниченно. Вместе с тем, член Совета, являющийся представителем НКО может избираться сопредседателем Совета только на один срок (один год).

Пшиншев К.Г.: сообщил, что в случае отсутствия самоотводов у членов ОКС при КБ УФАС России и предложений по включению в состав новых членов, представителей НКО, то можно рассмотреть вопрос о постановке на голосование вопроса о сохранении прежнего состава Совета и выбора нового сопредседателя ОКС из числа представителей НКО.

Ажахов К.М.: попросил провести ротацию путем выведения его кандидатуры из состава ОКС и включения в состав Совета нового президента Союза коммерческих организаций «Бизнес – клуб «Нальчик» Хамдохова Залима Мухамедовича, в связи со сменой руководства Союза.

Пшиншев К.Г.: предложил членам ОКС при КБ УФАС России рассмотреть вопрос включения в состав Совета представителей других некоммерческих организаций, которые могли бы привнести в его работу новые направления и предложения для рассмотрения на заседаниях ОКС.

Эндреев Б.А.: предложил членам Совета избрать новым сопредседателем ОКС при КБ УФАС России Аришеву С.А.

Пшиншев К.Г.: внес предложения Кабардино-Балкарского УФАС России для включения в План работы Общественно-консультативного совета при КБ УФАС на 2011 год.

Аришева С.А. предложила, взяв за основу предложения КБ УФАС России, утвердить план работы ОКС при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике на 2011 год.

Решили:

- Внести изменения в состав ОКС при КБ УФАС путем включения в состав Совета нового президента Союза коммерческих организаций «Бизнес – клуб «Нальчик» Хамдохова Залима Мухамедовича, в связи со сменой руководства Союза. Кабардино-Балкарскому УФАС России уведомить ФАС России о принятом Советом решении;

- Избрать сопредседателем Общественно-консультативного совета при КБ УФАС России из членов Совета, представителей НКО, президента Союза коммерческих организаций г. Прохладный Аришеву Светлану Анатольевну;

- Утвердить План работы ОКС при КБ УФАС России на 2011 год;

- Членам ОКС при КБ УФАС России, представителям НКО, к первому заседанию Совета в 2011 году представить предложения по кандидатам от других некоммерческих организаций, еще не привлеченных к работе Общественно-консультативного совета, для включения в состав ОКС.

Председатель совещания К.Г. Пшиншев

Секретарь совещания М.А. Устов

Дата проведения Совета: 
22 декабря 2010, 15:00