Заказчиком необоснованно отказано заявителю в допуске к участию в запросе предложений

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

         В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении открытого запроса предложений в электронной форме «Поставка бетона».

По мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями заказчика, выразившимися в необоснованном отказе в допуске к участию в запросе предложений по причине не представления справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, а также по причине того, что срок оплаты товара не соответствует срокам, указанным в техническом задании документации запроса предложений.

Заявитель отказ в допуске к участию в запросе предложений считает необоснованным, так как документацией о закупке не предусмотрено требование о представлении справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов. Документацией была предусмотрена форма декларации соответствия (форма №4), данная форма заявителем была представлена.

Заявителем был представлен срок оплаты в соответствии с разделом 3.30 информационной карты документации с наиболее предпочтительным для заказчика условием оплаты 100% на срок 45 календарных дней с даты подписания первичных документов, при этом срок оплаты в течение 30 календарных дней, указанный в п.3.27 информационной карты документации, входит во временной промежуток предложенный заявителем.

Заказчиком были представлены письменные возражения на жалобу, где отмечается, что в соответствии с п. 1.5 Положения о закупке в документации о запросе предложений установлены требования к участникам, а так же указан перечень документов, представляемых в подтверждение таких требований. Так, согласно пп. г п. 1.3.1 документации о запросе предложений, у участника должна отсутствовать задолженность по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.

Соответствие данному требованию подтверждается справкой об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, выданной по состоянию на дату не ранее дня опубликования извещения и документации о запросе предложений на сайтах налоговыми органами по форме утвержденной приказом ФНС России №ММВ-7-8/20@. Участником закупки справка об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов в составе заявки не была представлена.

Помимо оснований, указанных в протоколе, в нарушение п. 1.4 документации о запросе предложений участником не были представлены:

– копию бухгалтерского баланса за отчетный период, предшествующий дате проведения закупки, с отметкой налогового органа о приеме либо с приложением документов, подтверждающих сдачу баланса в налоговый орган.

– копию отчета о прибылях и убытках за отчетный период, предшествующий дате проведения закупки, с отметкой налогового органа о приеме либо с приложением документов, подтверждающих сдачу отчета в налоговый орган;

- сведения о кадровых ресурсах участника по установленной в документации о запросе предложений форме (Форма 8);

- сведения о материально-технических ресурсах участника по установленной в документации о запросе предложений форме (Форма 9);

- справка о финансовом положении участника по установленной в документации о запросе предложений форме (Форма 11).

Рассмотрение жалобы состоялось 06 и 13 декабря 2018 года. На основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, срок принятия решения был продлен Комиссией до 13 декабря 2018 года.

Представитель заявителя доводы, изложенные в жалобе, поддержала в полном объеме. Представила дополнительные доводы к жалобе, где отмечается, что в п. 1.3.3 документации о запросе предложений установлены квалификационные требования, противоречащие требованиям Положения о закупке, в частности, требование о том, что участник должен являться изготовителем продукции, дилером изготовителя продукции или их официальным представителем. В документации о запросе предложений установлены дополнительные требования к участникам закупки, тогда как Положение о закупках не предусматривает возможность установления дополнительных требований. В единой информационной системе по рассматриваемой процедуре размещены две версии документации о закупке в действующей версии, что вводит участников закупки в заблуждение.

   Рассмотрев доводы заявителя, представителей заказчика, изучив материалы дела, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия пришла к следующим выводам.

           На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) и на электронной площадки в сети Интернет (http://gazneftetorg.ru - Торговая система Газнефтеторг.ру) 07.11.2018г. было размещено извещение о проведении открытого запроса предложений в электронной форме №31807114495 «Поставка бетона».

Согласно извещению о закупке: дата и время окончания подачи заявок -21.11.2018 в 14:59; дата и время рассмотрения заявок - 23.11.2018 в 15:00; дата и время подведения итогов - 23.11.2018 в 16:00.

           Начальная (максимальная) цена предмета закупки для участников, не освобожденных от уплаты НДС (с НДС): 3 135 223,39 рублей. Начальная (максимальная) цена предмета закупки для участников, использующих право на освобождение от уплаты НДС или не являющихся налогоплательщиками НДС (без  НДС): 2 656 968,97 рублей.

  В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

          В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае  осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

           В силу части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

   Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что жалоба заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10, части 11 статьи 3 Закона о закупках.          

            Согласно протоколу вскрытия конвертов №175494-1-1 на участие в открытом запросе предложений в электронной форме было подано 2 заявки: АО ПСФ «Каббалкмостстрой» (г.Нальчик), ООО «МСК» (г.Москва).

           Согласно протоколу рассмотрения, оценки, сопоставления заявок участников и подведения итогов открытого запроса предложений в электронной форме от 23.11.2018г., заявка ООО «МСК» отклонена от участия в запросе предложений. Запрос предложений признан состоявшимся.

           Основанием отказа в допуске к участию в запросе предложений ООО «МСК» указан п. 6.6.4 Положения о закупках, п. 2.7.2.3 документации запроса предложений: участник в составе заявки не представил справку об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, что является обязательным требованием документации запроса предложений п. 1.3.1; срок оплаты товара не соответствует срокам, указанным в техническом задании документации запроса предложений.

          Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

          В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

          Положением о закупках (п. 1.5 Положения) определены требования к участникам закупки: обязательные (п. 1.5.1. Положения), квалификационные (п. 1.5.3. Положения). При этом, согласно п. 1.5.5. Положения о закупках при проведении закупок могут быть установлены другие требования к участникам закупки, не противоречащие настоящему Положению.

          Согласно п. 1.5.6. Положения о закупках, требования, установленные к участникам закупки, а также к привлекаемым ими для исполнения договора соисполнителям (субподрядчикам/субпоставщикам), предъявляются в равной мере ко всем участникам закупки и соисполнителям (субподрядчикам/ субпоставщикам), и должны быть указаны в документации о закупке. Предъявление к участникам закупки и соисполнителям (субподрядчикам/ субпоставщикам) иных требований, кроме установленных документацией о закупке, не допускается.

          В п. 1.3 документации запроса предложений установлены требования к участникам запроса предложений.

  Согласно п. 1.3.1. документации запроса предложений к участникам запроса предложений устанавливаются следующие обязательные требования:

а) участники должны соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки  товаров, являющихся предметом настоящей закупки;

б) в отношении участника не должно проводиться процедуры ликвидации, не должно быть решения арбитражного суда о признании участника - юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица банкротом и об открытии конкурсного производства;

в) деятельность участника не должна быть приостановлена в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в запросе предложений;

г) у участника должна отсутствовать задолженность по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Участник считается соответствующим установленному требованию, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в запросе предложений не принято.

          В п. 1.4.1. документации запроса предложений перечислены документы, подтверждающие соответствие участников обязательным требованиям, которые участники должны включить в состав заявки.

         В п. 1.4.2. документации запроса предложений перечислены документы, подтверждающие соответствие участников дополнительным требованиям, которые участники должны включить в состав заявки:

а) для участников, применяющих упрощенную систему налогообложения, и индивидуальных предпринимателей:

– копию налоговой декларации за отчетный период, предшествующий дате проведения закупки, с отметкой налогового органа о приеме, либо с приложением документов, подтверждающих сдачу декларации в налоговый орган;

– копию уведомления из налогового органа о применении участником упрощенной системы налогообложения;

б) для участников, не применяющих упрощенную систему налогообложения:

– копию бухгалтерского баланса за отчетный период, предшествующий дате проведения закупки, с отметкой налогового органа о приеме либо с приложением документов, подтверждающих сдачу баланса в налоговый орган.

– копию отчета о прибылях и убытках за отчетный период, предшествующий дате проведения закупки, с отметкой налогового органа о приеме либо с приложением документов, подтверждающих сдачу отчета в налоговый орган;

в) сведения о среднесписочной численности работников за год, предшествующий году проведения запроса предложений, с отметкой налогового органа о приеме либо с приложением документов, подтверждающих сдачу сведений в налоговый орган;

г) декларацию соответствия участника запроса предложений по установленной в настоящей документации о запросе предложений форме (Форма 4);

д) анкету участника по установленной в настоящей документации о запросе предложений форме (Форма 5);

е) сведения об опыте выполнения аналогичных договоров участником по установленной в настоящей документации о запросе предложений форме (Форма 7);

ж) сведения о кадровых ресурсах участника по установленной в настоящей документации о Запросе предложений форме (Форма 8);

з) сведения о материально-технических ресурсах участника по установленной в настоящей документации о запросе предложений форме (Форма 9);

и) справку о деловой репутации участника (участие в судебных разбирательствах) по установленной в настоящей документации о запросе предложений форме (Форма 10);

к) справку о финансовом положении участника по установленной в настоящей документации о запросе предложений форме (Форма 11);

л) свидетельство предприятия-изготовителя (дилера) - если участник не является изготовителем или дилером предлагаемой им продукции (ее части).

Свидетельство предприятия-изготовителя (дилера) должно соответ- ствовать установленной настоящей документацией форме (Форма 12), и подписано предприятием-изготовителем либо дилером. Если свидетельство подписано дилером, необходимо подтвердить его полномочия на выдачу данного свидетельства, приложив копию дилерского соглашения (дилерского договора).

- дилерское соглашение (дилерский договор) – если участник является официальным дилером.

Лицо, подписавшее Форму 12, принимает на себя обязательства по поставке продукции в адрес участника в случае избрания участника победителем закупки и приобретает статус соисполнителя с момента подачи заявки на участие в запросе предложений.

          В п. 3.25 информационной карты документации запроса предложений установлены требования к документам, подтверждающим соответствие участника установленным документацией о запросе предложений дополнительным требованиям, где указано:

Включить в состав Заявки документы, как указано ниже:

Начальная (максимальная) цена

с учетом НДС (руб.)

Подпункты пункта 1.4.2

Документации о запросе предложений

0 – 999 999,99

в, г,д, л

1 000 000 – 3 000 000

в, г,д, и,л

Свыше 3 000 000

В полном объеме

 

         Учитывая, что начальная (максимальная) цена с учетом НДС составляет 3 135 223,39 рублей, участникам закупки следует в составе заявки представить документы, указанные в п. 1.4.2. документации запроса предложений.

          Иных требований для представления участниками закупки в составе заявки каких–либо документов, документацией запроса предложений не установлено.

         Участник закупки ООО «МСК» в составе своей заявки представил форму 4 (определенную документацией запроса предложений), в которой участник декларирует свое соответствие требованиям запроса предложений, в том числе требование отсутствия у участника запроса предложений задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника запроса предложений по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.

         Учитывая изложенное, основание для отклонения заявки ООО «МСК» по причине не представления участником справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, признается Комиссией неправомерным.

         В п. 3.7 информационной карты документации запроса предложений указаны условия оплаты, согласно которым оплата за поставленный товар в размере 100% осуществляется покупателем в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты подписания уполномоченными представителями первичных документов, подтверждающих приёмку-передачу товара и отвечающих требованиям законодательства РФ.

           Проект договора поставки (приложение №1 к договору поставки) содержит обязательное требование к условиям оплаты товара: 100% оплата в течение 30 календарных дней с даты подписания первичных отгрузочных документов.

           Техническое задание запроса предложений так же содержит обязательное требование к условиям оплаты товара, где указывается 100% оплата в течение 15 календарных дней с даты подписания первичных отгрузочных документов на каждую партию по заявке.

           В п. 3.30 информационной карты документации запроса предложений указаны условия запроса предложений, где при оценке условия по критерию «условия оплаты» возможны следующие условия оплаты: Оплата за поставленный товар в размере 100% осуществляется покупателем в срок

- от 10 (десяти) до 19 (девятнадцати)

- от 20 (двадцати) до 30 (тридцати)

- от 31 (тридцати одного) до 44 (сорока четырех)

- от 45 (сорока пяти) календарных дней с даты подписания уполномоченными представителями первичных документов, подтверждающих приёмку-передачу товара и отвечающих требованиям законодательства РФ.

           Согласно документации запроса предложений в Форме №1, являющейся формой письма о подаче Заявки на участие в Запросе предложений, участники должны представить свои предложения о цене договора, о сроках поставки товара, об условиях оплаты товара. При этом, документация запроса предложений содержит инструкцию по заполнению формы №1, где заказчик указывает какие сведения должны быть представлены участником при заполнении формы №1 по всем графам, кроме графы «условия оплаты товара». Информация по представлению сведений по условию оплаты товара в документации запроса предложений отсутствует. Указание, что условия оплаты товара следует указывать в соответствии с техническим заданием, в документации запроса предложений так же  отсутствует.

           Участник ООО «МСК» в своей заявке предлагает условия оплаты товара: в размере 100% осуществляется покупателем в срок 45 (сорока пяти) календарных дней с даты подписания уполномоченными представителями первичных документов, подтверждающих приёмку-передачу товара и отвечающих требованиям законодательства РФ.

          Из всех указанных в документации запроса предложений условий оплаты товара, участник предлагает наиболее выгодное для заказчика условие оплаты, что не противоречит требованиям документации запроса предложений.

          Таким образом, основание отклонения заявки участника закупки по причине предложения участником срока оплаты товара, не соответствующей срокам указанным в техническом задании документации запроса предложений, признается Комиссией неправомерным.

  Согласно возражениям представителей заказчика, в составе заявки заявителя не были представлены документы, необходимые для представления участниками, не применяющими упрощенную систему налогообложения (п/п «б» п. 1.4.2. документации запроса предложений). Участником не были представлены так же сведения о кадровых ресурсах участника по установленной в документации о запросе предложений форме (Форма 8); сведения о материально-технических ресурсах участника по Форме 9; справка о финансовом положении участника по Форме 11.

При этом, наличие документов, необходимых для представления участниками, не применяющими упрощенную систему налогообложения (п/п «б» п. 1.4.2. документации запроса предложений) в составе заявке участника закупки АО ПСФ «Каббалкмостстрой» представителями заказчика не было подтверждено. За копию бухгалтерского баланса за отчетный период, предшествующий дате проведения закупки, с отметкой налогового органа о приеме либо с приложением документов, подтверждающих сдачу баланса в налоговый орган; копию отчета о прибылях и убытках за отчетный период, предшествующий дате проведения закупки, с отметкой налогового органа о приеме либо с приложением документов, подтверждающих сдачу отчета в налоговый орган был принят документ со сведениями о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год.

В силу части 13 статьи 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Учитывая, что предметом обжалования являются доводы отклонения заявки участника ООО «МСК» по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения, оценки, сопоставления заявок участников и подведения итогов открытого запроса предложений в электронной форме от 23.11.2018г., доводы несоответствия заявки ООО «МСК» требованиям документации запроса предложений по основаниям, не отраженным в указанном протоколе Комиссией не рассматриваются.

            Доводы, представленные заявителем в дополнение в жалобе, относительно установления в документации запроса предложений требований к участникам, не предусмотренными Положением о закупках признаются Комиссией необоснованными. Как указывалось выше, в п. 1.5.5. Положения о закупках предусмотрено, что при проведении закупок могут быть установлены другие требования к участникам закупки, не противоречащие настоящему Положению. Факт установления требований к участникам закупки противоречащих Положению о закупках, представителем заявителя не доказан.

 Относительно доводов заявителя по размещению в ЕИС двух версий документации о закупке в действующей редакции вводящих участников закупки в заблуждение Комиссией установлено следующее. В ЕИС по рассматриваемой закупке размещены документация и документация (редакция 1). Документация и документация (редакция 1) созданы - 16.11.2018 10:29; размещены в ЕСИ - 16.11.2018 10:36; оба документа являются действующими. Требования предъявляемые к участникам закупки, условия по осуществляемой закупке указанные в документации не противоречат сведениям указанные в документации (редакция 1). Обратное представителем заявителя не доказано.