Итоги проверки договорной практики торговых сетей в Кабардино-Балкарии

Сфера деятельности: Розничная торговля

В феврале 2010 года Дума приняла новый Закон о торговле. Одна из целей закона - сделать максимально прозрачным порядок доставки на прилавки товаров по доступной цене и предоставить производителям возможность реализовывать свою продукцию через торговые сети.

 

Под торговой сетью понимается совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

 

Раньше договоры, заключаемые между торговыми сетями и производителями, могли содержать дискриминационные условия, различные бонусы и надбавки, выгодные сетевикам. Производитель, имея на руках скоропортящийся товар, был вынужден принимать условия реализатора. К примеру: вынудив продать фермера из с. Кахун скоропорт (томаты) за 70 руб./кг., торговая сеть могла продавать его уже за 140 руб/кг. Таким образом, все экономические сливки снимала торговая организация, а само розничное ценообразование на продовольственные товары было далеко не прозрачным.

 

Поэтому в новом законе большое внимание уделяется методам государственного регулирования торговой деятельности.

 

В частности, особо оговорено, что в случае, если в течение 30 календарных дней подряд на территории какого-либо субъекта РФ рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров составит 30 и более процентов, Правительство РФ примет соответствующие меры. А именно: оно вправе установить предельно допустимые розничные цены на такие товары в данном регионе на срок не более чем 90 календарных дней (ст. 8 Закона о торговле).

 

С момента принятия Закона о торговле, законодатель предоставил торговым сетям 180 дней, для перехода на новую систему договорных отношений с поставщиками (до 1 августа 2010 года).

 

Федеральной антимонопольной службе и ее территориальным подразделениям, согласно поручениям Президента и Председателя Правительства России, было дано указание проверить договорную практику торговых сетей, с выдачей необходимых рекомендаций.

 

Кабардино-Балкарское Управление ФАС России осуществило проверку 3 организаций, зарегистрированных на территории республики и осуществляющих торговлю путем организации торговой сети. Итоги выездных внеплановых проверок показали, что по сути, письменная договорная практика, существенные условия договоров, которые подтверждали бы сам факт их заключения, согласно норм Гражданского Кодекса РФ, в большинстве проверенных организаций отсутствовали. Товар принимается без товаросопроводительных документов, что говорит о низкой правовой грамотности, как самих поставщиков, так и местных торговых сетей. По результатам проведенной проверки, руководству торговых сетей даны рекомендации о необходимости приведения договорной практики нормам Гражданского Кодекса РФ и Закону о торговле.

 

В случае неисполнения рекомендаций, торговым сетям грозят существенные административные санкции.

 

Положение сельхозтоваропроизводителей может быть облегчено еще и тем, что в целях соблюдения требований информационной прозрачности договорной практики,  взаимодействия с поставщиками и клиентами торговой сети, а также с органами власти субъекта РФ и местного самоуправления, закон обязывает торговые сети иметь специализированный сайт в сети Интернет, который обеспечит доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора путем размещения соответствующей информации.

 

Управление ФАС России по Кабардино-Балкарии, выражает надежду, что эти законодательные инициативы помогут развитию малого и среднего бизнеса в аграрном секторе экономики республики.