Ответственность за нарушения законодательства о рекламе

Ответственность за нарушения законодательства о рекламе.

В наше время довольно трудно представить города, мегаполисы, без рекламы, которая переливается и сияет всеми цветами радуги. Всякий раз, когда мы идем по городу, мы видим вывески магазинов, плакаты на остановках автобусов, огромные объемные буквы и световые короба на высоких домах. Реклама – важная отрасль коммерческой деятельности, неотъемлемый двигатель торговли, одинаково значимый как для продавца, так и для потребителя.

Но, к сожалению, многие производители товаров, работ и услуг не уделяют должного внимания законодательству в сфере рекламы. Всем гражданам, хозяйствующим субъектам, субъектам предпринимательской деятельности необходимо знать нормы закона, содержащие требования, предъявляемые к рекламе, не соблюдение которых влечет за собой ответственность, предусмотренную Федеральным законом  от 13 марта 2006г. №38-ФЗ «О рекламе».

Кабардино-Балкарское УФАС России в ходе проведения проверок средств массовой информации, наружной рекламы на предмет соблюдения Федерального закона от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» (далее Закон о рекламе), выявило множество нарушений.

Только за период с 1 января по 10 апрель 2009 года, Кабардино-Балкарским УФАС России по признакам нарушения статей 21, 22, 23, 24 Закона о рекламе было возбуждено 14 дел, по которым применены меры административного наказания в виде административного штрафа.

В газетах и журналах на последней странице часто публикуют объявления о том, что редакция не несет ответственности за содержание публикуемых в номере рекламных сообщений. На самом деле такое объявление, от ответственности в качестве рекламораспространителя, еще ни одну редакцию не освобождало и не освободит. Редакция обязана, даже при получении уже готовой рекламы от уважаемого рекламодателя, убедиться в соблюдении в этом рекламном сообщении положений закона,  убедиться в наличии у рекламодателя всех необходимых лицензий, также должна проверить, чтобы рекламные сообщения не нарушали положений Конституции и других законов нашей страны.

Рекламораспространитель несет ответственность в той части, которая имеет отношение, прежде всего к месту, времени и средству размещения рекламы. Реклама алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, табака, табачных изделий и курительных принадлежностей не должна размещаться на расстоянии ближе, чем сто метров от детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организаций, физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружений, театров, цирков, музеев, домов и дворцов культуры, концертных и выставочных залов, библиотек, лекторий, планетарий, от занимаемых ими зданий, строений, сооружений. Ответственность за эти нарушения несет рекламораспространитель (ч.6, ч.7 статей 21, 22, 23 ФЗ «О рекламе»).

Не допускается реклама лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения без надлежащего предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. Отсутствие такого предупреждения в рекламе является нарушением ч.7 ст. 24 ФЗ «О рекламе».

Наблюдается рост количества штрафов за рекламу различных скидок, т.е. рекламу о проведении стимулирующих мероприятий. Завлекая покупателей, компании "забывают" указывать сроки действия скидок, не приводят условия их предоставления, не указывают источник информации об организаторе такого мероприятия. Данные требования определены ст. 9 ФЗ «О рекламе».

 Кроме выше перечисленных нарушений существует и множество других, которые также регулируются настоящим Федеральным законом.

Все виды запрещенной к распространению рекламы могут повлечь административную ответственность в виде предупреждения антимонопольного органа или штрафа, установленного ст.14.3 «Нарушение законодательства о рекламе» Кодекса об административных правонарушениях: на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятьсот рублей; на должностных лиц – от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятисот тысяч рублей.